Магазины и аптеки: проверять или не проверять?

В 2016 году в Иркутской области проведено 23,5 тыс. проверок предпринимателей. За последние три года их стало в два раза меньше. Но несмотря на снижение административного давления, бизнес против такого контроля. Очевидно, что совсем отменить его нельзя. Как соблюдать баланс интересов? Об этом говорили на открытом форуме прокуратуры Иркутской области, который прошел в столице Приангарья в феврале. В нем приняли участие представители контрольно-надзорных органов, бизнеса, общественных организаций.

Административное давление

Одна из главных проблем бизнеса не только в регионе, но и во всей стране – административное давление. При этом под проверки в основном попадает добросовестный бизнес, который исправно платит государству налоги, работникам – зарплаты. Любая проверка парализует деятельность предпринимателя. В одну компанию могут прийти сразу несколько инспекторов. Предприниматель вынужден оставить работу и целыми днями копировать документы для проверяющих, давать объяснения. По мнению бизнес-омбудсмена Иркутской области Алексея Москаленко, внимание контрольно-надзорных органов следует переключить на нелегальный бизнес:

– Снизив число проверок, мы сможем сохранить самозанятость населения, рабочие места и налоги, которые государство получает от предпринимателей.

Также Алексей Москаленко выступает за консультативную работу. Например, при открытии маленькой кондитерской для предпринимателя можно проводить консультацию и рассказывать обо всех требованиях, которые он должен соблюдать. Но сегодня сделать это невозможно, так как требований чересчур много. Бизнес проверяют более 50 ведомств.

По словам Москаленко, только в Налоговый кодекс в прошлом году было внесено несколько десятков поправок, уследить за каждым изменением просто невозможно. Именно поэтому бизнес-омбудсмен считает необходимым провести инвентаризацию требований и оптимизировать их количество.

Противоположное мнение высказал руководитель регионального Управления Роспотребнадзора Алексей Пережогин. Он считает, что контролировать бизнес необходимо:

– Все потребители имеют право на получение качественной и безопасной продукции и услуг. Несоблюдение тех или иных требований может привести к различным заболеваниям, даже с угрозой жизни и здоровью. Риски существует не только в сфере общепита, но и в индустрии красоты. Если салоны красоты, медицинские организации нарушают требования, это приводит к инфицированию человека. Именно поэтому предприниматели должны подвергаться контролю.

Так, на объектах по производству пищевых продуктов в прошлом году было проведено чуть более 1 тыс. проверок, в ходе которых выявлено более 2 тыс. нарушений. В сфере парикмахерских и медицинских услуг было проверено 1,1 объекта, выявлено 2,7 тыс. нарушений.

– Если организации не соблюдают требования, то потребители обращаются к нам. В более чем 50% случаев проверки проводятся по заявлениям граждан. При этом при проведении контрольно-надзорных мероприятий 81% жалоб подтверждается, – сказал Алексей Пережогин.

При этом ведомство активно участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности и принимает меры для снижения административной нагрузки на предпринимателей. Так, Управление проводит проверки только в отношении 18 тыс. объектов из 22 тыс. существующих в Иркутской области.

По словам Алексея Пережогина, по каждому подконтрольному объекту проверка проводится в среднем раз в пять-шесть лет. И только медицинские и образовательные организации контролируются раз или дважды в два года. Также сокращен объем разрешительных документов, отменена выдача заключений на все виды продукции. Значительно упрощена процедура оказания государственных услуг: в два раза сокращен перечень документов, в три раза – срок проведения процедур по государственной регистрации продукции. В течение уже двух лет Роспотребнадзор использует в работе рискориентированный подход. В соответствии с ним объекты предпринимательской деятельности разбиты на шесть классов опасности. К первому классу относятся самые опасные предприятия, они проверяются раз в год. В шестой класс входят компании с самым низким уровнем опасности, они не проверяются вообще.

Жалобы на здоровье

Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области Наталия Ледяева сообщила, что ее ведомству подконтрольны 1,6 тыс. медицинских, фармацевтических организаций. По ее словам, увеличилось количество внеплановых проверок, согласованных с прокуратурой по поводу причинения вреда здоровью граждан. В 2016 году были проверены 145 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У 125 из них были обнаружены грубые нарушения.

Наталия Ледяева особо подчеркнула, что на территории Иркутской области сегодня нет фармацевтических организаций, которые нелегально осуществляли бы свою деятельность. Но нелегальный бизнес есть среди медорганизаций.

– Мы взаимодействуем с прокуратурой области, региональными управлениями МВД и Следственного комитета. Предприниматели привлекаются к административной ответственности. Количество жалоб на причинение вреда здоровью возрастает в десятки раз, особенно на малый и средний бизнес, потому что их не проверяют. Приведу такой факт – 32-летняя девушка, мать двоих маленьких детей, обратилась в частную клинику для проведения медицинского аборта. В результате проведенного медицинского аборта этой женщины не стало. Поэтому нам бы хотелось, чтобы проводилось ранжирование бизнеса, и частные организации здравоохранения, которые потенциально могут принести вред, проверялись.

Претензия предпринимателю

Президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев считает, что сегодня в стране ситуация складывается не в пользу потребителей. В 2000-х годах была отменена статья Уголовного кодекса, которая предусматривала ответственность за обсчет, обвес, обман потребителя. Затем возникла служба Роспотребнадзора, в связи с чем в муниципальных образованиях были ликвидированы отделы защиты прав потребителей. Всего их было 38. Последний отдел был закрыт в 2015 году в Иркутске.

С января нынешнего года введен обязательный претензионный порядок, прежде чем обратиться в контрольный орган, нужно направить претензию предпринимателю. С одной стороны, это снизит количество проверок, а с другой, получив претензию, недобросовестный предприниматель снимет всю партию некачественного товара и исключит возможность провести проверку.

Представители бизнеса предполагают, что показателем успешной работы контрольно-надзорных органов является количество выявленных нарушений. Чем больше их обнаружено, тем лучше работает ведомство. Этот подход нужно менять в корне. При этом важно учитывать интересы как потребителей, так и предпринимателей.

Главная оценка работы предпринимателя – это лояльность потребителя. А для бизнеса важна прибыль. Если предприниматель добросовестный, то к нему потребитель идет и таким образом способствует получению дохода. Если же бизнес недобросовестный, то получается ровно наоборот.