08.03.2017 07:20
Рубрики
Территории
Фото
фото автора
Фото:
фото автора
08.03.2017 07:20

Когда душе хочется старины

Мастер из Большого Луга построил ткацкий станок

Что человеку нужно для счастья? Владимир Пичугин – мастер из поселка Большой Луг Шелеховского района – точно знает что. Ткацкий станок! Три года назад мужчина построил себе такой станок, ткет на нем дорожки, пончо, салфетки. «Родовая память проснулась», – говорит он.

За два года до выхода на пенсию Владимир Вениаминович твердо решил, чем будет заниматься на заслуженном отдыхе. Его работа на железной дороге была далека от творчества, но так тосковала по нему душа!

Откуда-то из глубины детских воспоминаний приходили к нему цветные картинки – вот он, четырехлетний малыш, вместе с бабушкой Евдокией Алексеевной идет к соседке ткать половички. Несет с собой дратву – аккуратно закрученные в клубок полоски разноцветной ткани. У соседки в доме был ткацкий станок – почти на всю комнату.

В те времена в каждом деревенском доме можно было увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшали стены, красный угол, зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки.

И все это в юном возрасте казалось маленькому Вове необычайно красивым. Детство прошло, а мечта работать на ткацком станке осталась на всю жизнь. И только с выходом на пенсию он смог осуществить свои мечты.

Чтобы посмотреть вблизи на рабочий станок и научиться ткацкому ремеслу, наш герой поехал в Иркутский дом ремесел.

– Преподаватель Любовь Бордовская съездила в Чувашию на форум ткачей, привезла оттуда книгу новгородских ткачей с описанием деталей станка и практическими инструкциями, – вспоминает Владимир Вениаминович.

IMG_0345_resizeТри недели учился Пичугин работать за ткацким станком. А затем стал мечтать о собственном оборудовании. Но где его взять? Только построить самому. Было трудно, всему приходилось учиться самостоятельно – как ремизки рассчитать, как педали настроить. Чертежи из интернета помогли, но больше всего помогла книга из Новгорода. Много бессонных ночей провел мастер, продумывая ту или иную деталь. И все же он собственноручно собрал ткацкий станок – из сосны и березы, без единого гвоздя. А когда соткал первую свою дорожку, в семье был настоящий праздник.

Сегодня он может соткать ковер, пончо (теплую накидку), любую деталь верхней одежды. Может в этой технике сделать декор на стену, абажур, салфетки, обернуть кашпо с цветами. Опыт и мастерство пришли со временем.

Чтобы соткать дорожку длиной 170 см, необходимо 10 метров сырья – бязи или ситца. Из них Владимир Вениаминович делает тонкие полоски – дратву, которые нужно перекрутить, или, по-старому, ссучить, затем смотать в клубки. Такую дорожку можно соткать за один день. Если головы не поднимать…

Время от времени мастер приезжает в творческую мастерскую шелеховского клуба «Очаг», где стоит столетний ткацкий станок. Сюда его принес житель города – нашел при уборке гаража. Мастер Пичугин ловко смог довести до ума машину.

– Владимир Вениаминович несколько дней потратил, чтобы настроить старинную технику, – улыбается руководитель клуба Нина Антипина.

Работать на ткацком станке непросто, требуется определенная сноровка, да и главная деталь станка, которая производит набивку полотна, достаточно тяжелая.

– Но у меня легко получается ткать. Хочется душе старины! Руки заняты – все плохие мысли из головы уходят. Такой релакс. Работаю на станке и песни пою советские, – говорит мастер.

Трудится он в основном осенью и зимой. Как и наши предки, они садились за рукоделие после уборки полей и огородов.

Владимир Вениаминович никакой коммерции в любимом деле не признает. А вот подарить домотканую вещь кому-то на память – это всегда пожалуйста. Всех родственников своими работами одарил!

– Негоже нам забывать старину. Надо обязательно будить родовую память, узнавать, разыскивать, чем наши деды и прадеды занимались. Мой прапрадед Василий по маминой линии дуги гнул, хомуты шил. Это ремесло и сегодня уважением пользуется, – делится Пичугин.

Близкие поддерживают мастера в его любви к старинному занятию. Жена Татьяна говорит: «Перестану работать – тоже сяду за станок». Внучка, второклассница Ксюша, полностью разделяет дедову любовь к рукоделию. Умеет ткать и 13-летний внук Ярослав, которого дед обучил всем премудростям ткацкого дела.

– На внуков вся надежда. Они – наше продолжение, – говорит мастер.