08.03.2017 07:09
Рубрики
Общество
Фото
фото автора
Теги
#книга
Фото:
фото автора
08.03.2017 07:09

БАМ: последние романтики XX века

Иркутский журналист Арнольд Харитонов представил общественности новую книгу «БАМ: люди, которых я знаю». Она состоит из очерков, написанных автором в разное время – от 1974 до 2016 года. Главными героями книги стали энтузиасты-романтики, которые строили самую большую трассу ХХ века, Байкало-Амурскую магистраль.

Виктор Лакомов, Александр Бондарь, Вячеслав Аксенов, Леонид Казаков – легендарные строители БАМа. Когда-то в глазах народа они были настоящими героями, их имена звучали на всю страну и были знакомы чуть ли не каждому в СССР. Но сегодня об этих людях начали забывать, причем даже в бамовских поселках.

«Мне кажется, что страна забыла о некогда любимом своем детище, о самой большой стройке прошедшего века. А ведь когда-то от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре она не только гремела мирными взрывами и грохотом тяжелых машин, но еще и звенела молодыми голосами, новыми песнями, смехом. Ребята и девушки, которые приехали из своих гораздо более пригодных для жизни краев, оставили родные дома и близких, построили эту дорогу, само название которой говорит о ее размахе – Байкало-Амурская магистраль», – размышляет в своей книге Арнольд Харитонов.

Чтобы память о выдающихся земляках не была утрачена совсем, он решил собрать все очерки о ветеранах строительства в одну книгу и сделать все, чтобы она попала к читателям, прежде всего, к молодым людям и школьникам поселков, расположенных вдоль трассы БАМа.

Задумка удалась, книга была успешно создана и вышла в печать тиражом в 500 экземпляров. Поддержку оказали граждане, которым память о великой стройке небезразлична.

– Откликнулись многие, люди писали, звонили, говорили, что их родители строили БАМ, что для них это очень важно. Издание полностью вышло на народные деньги, по-моему, это вообще беспрецедентный случай, – отметил автор.

Книга писалась и собиралась 42 года. В нее вошло 16 очерков, некоторые ранее нигде не публиковались. Один написан Анатолием Кобенковым, который рассказывает о начальнике строительно-монтажного поезда № 571 Анатолии Машурове. Арнольд Харитонов посчитал, что без этого очерка книга будет неполной. Не оставил без внимания публицист и собратьев по перу, которые также были очевидцами бамовской стройки.

– Два очерка посвящены моим коллегам Борису Ротенфельду и Любови Сухаревской. Эти люди очень много времени и сил отдали БАМу, и я подумал, что будет несправедливо обойти их стороной, хотя изначально задумывалось, что в книгу войдут очерки только о строителях, – пояснил журналист.

2C3A4167

БАМ для Арнольда Иннокентьевича – одна из главных тем в творчестве. В течение жизни он часто ездил по территориям строительства. Бывало, что на год приходилось по шесть-восемь бамовских командировок, в которых он пребывал не один месяц. Последняя поездка журналиста на историческое место состоялась в прошлом году, куда он отправился по приглашению на смотр «Театральная весна на БАМе». Этот фестиваль носит имя Анатолия Байкова, режиссера из Костромской области. Молодой театрал, прочитав в одной из газет заметку о недостатках в культурно-бытовом обслуживании строителей БАМа, отправил в Иркутское управление культуры телеграмму с указанием, что готов приехать на стройку в качестве работника культуры. Режиссеру дали положительный ответ, но предупредили, что подъемные не выплачиваются, а жить придется в палатке. Бытовые ограничения не смутили Анатолия Байкова, и он немедля согласился. Историю этого вдохновенного энтузиаста – романтика, чудака, который создал народный театр там, где обычным людям и в голову не пришло бы; человека, который сумел приобщить к миру искусства людей, ранее далеких от этого, описывает в одном из очерков Арнольд Харитонов:

«Байков появился в Звездном в конце октября 1974 года. Высокий, худощавый парень с глубоко посаженными внимательными глазами. В светлом плаще, который и от дождя-то не очень спасет, а в октябре у нас далеко не тепло. Строители, одетые в ватники, а то и в полушубки, недоуменно оглядывались – кто этот пижон, зачем он здесь? Но Анатолий-то точно знал, зачем он здесь».

Первый спектакль на БАМе был сделан по пьесе Алексея Арбузова «Город на заре». Это история о строителях города Комсомольска, об их самоотверженном героическом труде. Постановка соответствовала общей атмосфере на БАМе, репетиции проходили азартно и легко. С интересом отнеслись актеры-строители и к работе над пьесой «Молодая гвардия» Александра Фадеева, этот спектакль поставили следующим.

«Байков понимал, что кроме знания материала нужно еще и умение, хотя бы элементарные актерские навыки. Ведь большинство его актеров и представления не имели о сценическом движении и речи. А ведь их было уже несколько десятков. Вместе с репетициями шли занятия, изучались азы актерского мастерства. Они тогда не осознавали, что это было счастье. Разве инженер Олег Минин когда-нибудь забудет, что он жил мыслями и чувствами Олега Кошевого? А Тоня Голянова, озорная, бесстрашная Любовь Шевцова, Любка-артистка, – ведь это была она, это и ее молодость. Иван Машков – разве для него ощутить порыв Сергея Тюленина не было счастьем? И так каждый, кому выпало воплощать образы молодогвардейцев, – все они прикоснулись к подвигу и величию духа своих братьев и сестер, с которыми они разминулись на земле на десятки лет…»

Для Анатолия Байкова невыносимые 40-градусные морозы и жара, проблемы с помещением для проживания и репетиций, изнурительный физический труд на стройке каждый день не стали преградой для завершения задуманного. Он внес вклад в строительство магистрали, но большую славу заслужил как создатель народного театра «Молодая гвардия», а также как основатель фестиваля «Театральная весна на БАМе», который живет и поныне.

За всю историю БАМа более 2 млн человек участвовали в его строительстве. Они героически выдержали все испытания и завершили магистраль протяженностью в 4300 км, путь, которой лежит через Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, Бурятию, Якутию, Хабаровский край.

«Лично для меня работа, которую проворотили эти люди, выдержавшие испытание Сибирью и тяжелыми бытовыми условиями, заслуживает громкого названия – подвиг. Его вполне можно сравнить с подвигом, который совершили на фронтах Второй мировой их деды и отцы. Не по количеству жертв, на БАМе не взрывались снаряды и бомбы, никто не закрывал грудью амбразуры. Но по чистоте порыва, по желанию работать, не щадя себя, по последнему всплеску романтики и энтузиазма», – пишет Арнольд Харитонов в своей новой книге и просит рассматривать ее как поклон людям, которые когда-то совсем юными приехали со всех концов огромной страны строить Байкало-Амурскую магистраль.