Вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова обсудила с мэрами новый порядок налогообложения

Рабочее совещание о переходе на налогообложение исходя из кадастровой стоимости с главами муниципальных образований Иркутской области прошло в Законодательном Собрании под председательством вице-спикера регионального парламента Натальи Дикусаровой. Участие в мероприятии приняли депутаты Законодательного Собрания, мэры городов и районов, а также представители общественных организаций.

В прошлом году правительство Иркутской области внесло в Законодательное Собрание законопроект о внесении изменений в закон «О налоге на имущество организаций», которым предлагалось установить налоговую ставку по налогу на имущество в размере 2% от кадастровой стоимости для деловых и торговых центров площадью более 1 тыс. кв.м. с 2017 года, площадью более 750 кв.м – с 2018 года, площадью более 500 кв.м – с 2019 года и площадью более 250 кв.м – с 2020 года. Областным парламентом было организовано широкое обсуждение законопроекта на различных экспертных площадках, а также создана рабочая группа, которую возглавила Наталья Дикусарова.

В ноябре 2016 года законопроект был принят в первом чтении, однако было решено при дальнейшей работе над ним внести в него коренные изменения. В частности, предлагается на год отсрочить вступление закона в силу – такая мера позволит предпринимателям проанализировать результаты новой кадастровой оценки, проведенной в 2016 году, даст время просчитать расходы. Кроме того, предложено не делить объекты на категории исходя из площади, а ввести сплошное налогообложение для объектов любой площади. Размер налоговой ставки также подлежит пересмотру в рамках деятельности рабочей группы.

Как отметила на рабочем совещании Наталья Дикусарова, цель обсуждения данного вопроса с мэрами – получить видение ситуации, информацию с территорий, собрать предложения по данной теме.

– Законопроект непростой, и нам необходимо взвешенно подойти к его принятию, определив оптимальную налоговую ставку, которая будет комфортной и для бизнеса, и для бюджетов различных уровней. Естественно, в связи с новым подходом – переходу к сплошному налогообложению – появляется возможность снизить ставку по сравнению с 2%, предложенными правительством, – пояснила заместитель председателя Законодательного Собрания. – Кроме того, муниципальным образованиям после принятия данного закона придется принимать свои решения по ставке для физических лиц – индивидуальных предпринимателей.

Временно замещающая должность заместителя министра имущественных отношений Иркутской области Татьяна Рензяева рассказала, что целью законопроекта является – увеличить налоговую отдачу от высокодоходного бизнеса, то есть от объектов, которые сдают в аренду. Что касается реализации законопроекта, то, по предварительным данным, налогообложению по новому подходу подлежат 17 тыс. объектов. При этом применение принципа сплошного налогообложения позволяет рассмотреть возможность снижения ставки, которую изначально было предложено установить на уровне 2%. Представители министерства финансов Иркутской области добавили, что из 17 тыс. объектов более 9 тыс. принадлежат индивидуальным предпринимателям, налоговую ставку для которых будут устанавливать муниципалитеты, и доходы от налогообложения которых пойдут в местные бюджеты.

Присутствовавшие на совещании мэра не согласились с тем, что данный вид бизнеса относится к высокодоходному, по подсчетам одного из муниципалитетов, доходность такого бизнеса составляет 17%. Поэтому повышение налоговой нагрузки может серьезно ударить по предпринимателям и даже вынудить прекратить свою деятельность. Поэтому оптимальной налоговой ставкой большинство мэров считают 0,5%. На примере муниципального рынка в одном из городов Иркутской области было просчитано, что при ставке в 2% налоговая нагрузка на предприятие вырастет в 3 раза, а его доходность упадет на 40%.

Что касается дальнейшего решения муниципалитетов о размере налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей, то ее величина должна быть приближена к ставке, установленной для юридических лиц. В противном случае начнется перерегистрация бизнеса в попытке минимизировать затраты. Мэры также отметили, что со следующего года предполагается отменить льготу на имущество для муниципальных учреждений, в частности детских садов и школ, это повлечет дополнительные расходы, существенные для местных бюджетов. При этом за счет собираемости налогов на имущество с индивидуальных предпринимателей предполагается компенсировать эти расходы. Однако, по расчетам муниципальных образований, затраты на выплату налога на имущество за муниципальные учреждения будут несопоставимо больше.

На совещании также были озвучены предложения по освобождению от налога отдельных видов деятельности, например, сельского хозяйства, которое снабжает продуктами питания образовательные учреждения. Также предусмотреть льготы предложили для туристических объектов, как это сделано в Республике Бурятия, чтобы сохранить конкурентоспособность с соседним регионом.

Подводя итоги обсуждения, Наталья Дикусарова отметила несколько основных моментов. Во-первых, налоговая ставка должна быть снижена относительно предложенной проектом закона. При этом размер ставки должен быть рассчитан на основе перечня из 17 тыс. объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости. Во-вторых, необходимо сопоставить разные территории Иркутской области, поскольку экономическая ситуация и в территориях различная, также должен быть проведен анализ, как повлияет принятие законопроекта на состояние малого и среднего бизнеса. А после принятия решения по размеру ставки необходимо рассмотреть категории объектов, которым могут быть предоставлены налоговые льготы.

– Все это темы для рассмотрения на рабочей группе, поэтому от муниципальных образований мы ждем предложений, а также расчетов на примере конкретных предприятий. Чем больше таких расчетов, тем более объективную картину мы получим, – подчеркнула Наталья Дикусарова.