Семинар для членов комиссий по бюджету муниципальных дум прошел в Законодательном Собрании

В Законодательном Собрании Иркутской области 1 марта под председательством вице-спикера областного парламента, председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой прошла стажировка председателей и членов комиссий по финансам и бюджету представительных органов муниципальных образований. В мероприятии приняли участие более 50 человек, в том числе председатели муниципальных дум. Повестка мероприятия была составлена на основе пожеланий представителей МО.

Выступая с основным докладом, Наталья Дикусарова рассказала присутствующим, что Законодательным Собранием в первом чтении был принят законопроект о стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. У парламентариев при рассмотрении законопроекта возникло много замечаний и предложений, в связи с чем она призвала представителей муниципальных образований к работе над документом во втором чтении. В частности, необходимо определить модель межбюджетных отношений региона с муниципальными образованиями на период до 2030 года. Также председатель бюджетного комитета рекомендовала обратить внимание на раздел по развитию территорий, в котором муниципалитеты объединены в группы по определенным направлениям развития.

Наталья Дикусарова также рассказала присутствующим об изменениях регионального законодательства в бюджетной сфере. Так, с этого года по решению Законодательного Собрания, в муниципальные бюджеты передано 30% доходов от налогов, уплаченных по упрощенной системе налогообложения. При этом уже в начале года пересмотрены прогнозы поступления доходов от данного налога в сторону увеличения. «Таким образом, муниципалитеты получат дополнительные доходы даже выше того уровня, который прогнозировался при принятии законопроекта о передаче 30% от УСН», – отметила вице-спикер.

С этого года муниципальные районы также получили полномочия по самостоятельному выравниванию бюджетов поселений по методике, утвержденной министерством финансов Иркутской области. Наталья Дикусарова попросила муниципалитеты обратить на это новшество внимание.

Заместитель председателя Законодательного Собрания также напомнила, что областной парламент продлил на один год – до 1 января 2018 года – льготу по налогу на имущество для муниципальных учреждений, однако взимание этого налога с муниципальных образований, в конечном счете, неизбежно. В связи с чем Наталья Дикусарова отметила необходимость проведения инвентаризации имущества, избавления от непрофильных активов и приведения в порядок остальных объектов.

Кроме того, областной парламент законодательно отрегулировал сроки распределения финансовых средств на строительство и ремонт объектов, чтобы деньги поступали на территории до начала строительного сезона. Так, распределение субсидий из областного бюджета в муниципалитеты должно быть завершено к 1 апреля. В течение месяца после распределения средств с муниципальными образованиями должны быть подписаны все соглашения о предоставлении субсидий. Кроме того, для объектов, строительство и ремонт которых финансируются профильными министерствами, все подрядчики должны быть определены в течение 100 дней.

Вице-спикер напомнила, что на рассмотрении в Законодательном Собрании находится законопроект о переходе на уплату налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов для юридических лиц. Данный законопроект касается торговых и деловых центров. В первоначальном варианте, внесенном правительством, предлагалось установить налоговую ставку по налогу на имущество в размере 2% от кадастровой стоимости для деловых и торговых центров площадью более 1 тыс. кв.м. с 2017 года, площадью более 750 кв.м. – с 2018 года, площадью более 500 кв.м. – с 2019 года и площадью более 250 кв.м. – с 2020 года. Данная инициатива получила широкий резонанс в предпринимательской среде. Областным парламентом было организовано широкое обсуждение законопроекта на различных экспертных площадках, а также создана рабочая группа, которую возглавила Наталья Дикусарова. В результате чего было решено при рассмотрении законопроекта в окончательном чтении внести ряд принципиальных изменений: во-первых, на год отсрочить вступление закона в силу, во-вторых, отказаться от разделения объектов на категории по площади, а ввести сплошное налогообложение для объектов любой площади. При этом подразумевается, что такой подход позволит снизить размер ставки. Как пояснила Наталья Дикусарова, правительством Приангарья в настоящее время готовится финансово-экономическое обоснование. Вслед за регионом принять решение о размере ставки для физических лиц – индивидуальных предпринимателей – должны будут муниципальные образования. «В настоящее время эта категория не платит налог на имущество, поскольку практически все они находятся на специальных налоговых режимах. Необходимо привнести эти нововведения максимально безболезненно. У вас есть год, чтобы проработать вопрос с предпринимателями. Они должны ознакомиться с результатами кадастровой оценки, размещенной в открытом доступе, определить свои финансовые возможности», – пояснила вице-спикер.

В марте, по словам Натальи Дикусаровой, на сессии Законодательного Собрания будет рассмотрен законопроект о корректировке областного бюджета, в ходе которого доходы планируется значительно увеличить. Вице-спикер обратила внимание на беспрецедентный объем средств, выделенный в этом году на ремонт социальных объектов. При корректировке бюджета этот объем будет увеличен. Кроме того, на 200 млн рублей планируется увеличить объем средств на реализацию проекта «Народные инициативы», что позволит принимать в нем участие и муниципальным районам.

Участники семинара активно задавали вопросы по обозначенным темам. В частности, их интересовало налогообложение деловых центров, финансирование бесплатного питания школьников, реализация проекта «Народные инициативы», межбюджетные отношения муниципальных районов и поселений и другое.

На семинаре также были представлены доклады о взаимодействии налоговых органов и муниципальных образований, о повышении эффективности расходов и росте доходов, о нарушениях, допускаемых при использовании бюджетных средств, а также о формировании муниципальных дорожных фондов.