22.02.2017 09:53
Рубрики
Общество
Фото
фото Евгения Трехлебова
Фото:
фото Евгения Трехлебова
22.02.2017 09:53

Серых оттенков нет на войне…

Те, кто прошел афганскую войну, наполненную тревогами и риском, помнят ее как сейчас. Среди них устьилимец Валерий Филатов. «Армия научила нас всему. Смеяться даже тогда, когда по щекам текут слезы» – такая подпись стоит в его армейском фотоальбоме. Исторические снимки чудом смогли сохраниться, Валерий отправлял их домой из Афганистана полевой почтой.

Помощь не только своим

Он вырос в поселке Железнодорожный Усть-Илимского района. После школы весной 1986 года был призван в армию. Попал в учебную часть в Нижегородской области Московского военного округа. Оттуда был направлен в Туркестанский военный округ на пересыльный военный лагерь, расположенный в городе Чирчик, а затем – в Афганистан.

Служил санинструктором в отдельном трубопроводном батальоне в пустыне Саманган. Выезжал по гарнизонам, перевязывал раненых, делал уколы, направлял в госпиталь…

– Мне приходилось оказывать помощь не только нашим военным, – рассказывает Валерий Геннадьевич. – Рядом с батальоном стоял комсомольский кишлак с одной стороны, а с другой – душманский. Они между собой постоянно воевали. Комсомольцы нередко приходили к нам на перевязки. Бывало, под обстрел попадали и гражданские водители.

Основная задача батальона, в котором служил Валерий Филатов, заключалась в бесперебойной эксплуатации и охране трубопровода, по которому от Термеза до Баграма шел керосин на нашу авиабазу.

На подразделения трубопроводчиков неоднократно производились нападения, их обстреливали, подрывали трубопровод, поджигали горючее. Дизтопливо и керосин были довольно ценным продуктом для всех афганцев. Если подрыв трубопровода происходил недалеко от кишлаков, то сюда приезжал караван на лошадях и ослах – кто как мог, собирал керосин в разную тару.

Смотрели кино, играли в футбол

– Хотя мы проходили службу за границей СССР, официально считалось, что служим в Туркестанском военном округе, – продолжает Валерий Филатов.

Отношения с офицерским составом в неслужебное время были практически дружескими из-за небольшой разницы в возрасте. Летом из-за жары подъем объявляли в четыре утра. Керосин в трубе, расположенной на открытом солнце, накалялся до такой степени, что когда происходил подрыв, и горючее попадало на кожу, то моментально образовывался ожог с волдырями.

С 10 до 14 часов, в самое пекло, был перерыв. Все отдыхали, если не намечались выезды. Вечером играли в футбол: офицеры против солдат. Каждый день смотрели кино.

– Когда «духи» активизировались, кино не привозили, и мы месяца два смотрели одни и те же фильмы: «Танцплощадка» и «Хорошо сидим». Я их до сих пор наизусть помню, хотя уже 30 лет прошло, – говорит наш герой.

Жили в казарме, кормили нас хорошо: тушенкой, гречкой, красной рыбой, что, кстати, тогда в Союзе было по талонам.

афган_0009

– Если посмотреть с высоты сегодняшнего возраста на те события, получается, в Афганистане служили одни пацаны. Самым «старым» был 33-летний комбат. Но у нас все офицеры были грамотными специалистами, старались сохранить нас живыми, – отмечает Валерий Геннадьевич. – Иногда значительные потери в батальоне происходили из-за разгильдяйства. 2 февраля 1987 года душманы проникли на территорию второго гарнизона и всех расстреляли. Я ездил забирать тела, все помещения гарнизона были в крови. Радист не успел передать сигнал тревоги, рацию расстреляли, но по следам крови было видно, что он уже раненый пытался доползти до рации, но… Самый молодой солдат чистил картошку. Как сидел, так и остался, даже не упал после смертельной раны. Этот гарнизон располагался в 30 км от советской границы, и ребята расслабились, не ожидали нападения. 20-летний сержант, начальник гарнизона, не выставил часового в вечернее время. Смерть, конечно, воспринималась тяжело. Особенно тех, кого ты успел хорошо узнать.

Это был наш долг

Очень часто «афганцам» задают вопрос: «Нужна ли была эта война?»

– Мы заходили в Афганистан с нашей идеологической подготовкой, шли выполнять интернациональный долг, – говорит Валерий Филатов. – Помогали афганскому народу строить светлое будущее, как и сами строили у себя в стране. Построили им дороги, школы, больницы. Никто не задумывался, нужна была эта война или нет? На уроках пропаганды говорили, если бы наши не вошли в Афганистан в декабре 1979 года, туда бы вошли американцы… Сегодня идет война в Сирии, и мы тоже им помогаем, но разница в том, что пацанов туда не направляют, а только контрактников, людей, которые выбрали профессию – воевать…

Демобилизовался Валерий Филатов в мае 1988 года. Он рассказывает, что первые три месяца не мог согреться летними сибирскими вечерами. Ходил по поселку в мастерке, шерстяном трико, теплых носках и шубе. Первый год «улетал» мыслями в Афганистан.

После армии устроился во вневедомственную охрану. В 1990 году поступил в школу милиции. Некоторое время служил в Иркутском ОМОНе. Потом вернулся в родной поселок и стал работать участковым. Когда появилось в Усть-Илимском РОВД подразделение ГАИ, перешел туда. Был командиром роты ДПС. В 2001 году вышел на пенсию. Сегодня майор в отставке Валерий Филатов продолжает вести активный образ жизни, является частным предпринимателем.

– Знаете, на расстоянии все видится по-другому, и по прошествии лет помнится только хорошее, – сказал на прощание Валерий Геннадьевич. – И если бы не было вывода войск из Афганистана, я бы, наверное, вернулся туда на сверхсрочку.

– Почему?

– Потому что именно там все было ясно и просто в человеческих отношениях: белое – белым, а черное – черным, и никаких серых оттенков…