Депутаты рассмотрели итоги проверок по финансированию переселения из ветхого жилья, закупок медоборудования, инвестиций в село и долгам по ЖКХ

26 января состоялось заседание комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области под председательством Геннадия Нестеровича, на котором было рассмотрено четыре заключения Контрольно-счетной палаты Иркутской области. Депутаты обсудили итоги проверок по финансированию переселения из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа, субсидий на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, закупок дорогостоящего медицинского оборудования и ситуацию с задолженностью по жилищно-коммунальным услугам бюджетных организаций.

Аудитор КСП Юлия Ларионова рассказала об эффективности использования средств областного бюджета, направленных в 2015 и 2016 годах на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области» региональной госпрограммы «Доступное жилье». В рамках подпрограммы по обязательствам Иркутской области до сентября 2017 года необходимо расселить более 42 тысяч кв. м. жилья в городах Бодайбо, Усть-Кут, а также поселках Магистральный и Улькан Казачинско-Ленского района, что составляет 7,6% от всего аварийного жилищного фонда области.

По словам аудитора, в ноябре 2016 года подпрограмма была выполнена только на 35,6 %, а на 2017 год не обеспечено финансированием расселение порядка 25 % аварийного жилья. Особенно проблемными стали поселки Магистральный и Улькан. Она также отметила, что в подпрограмме не предусматривается расселение одноквартирного жилья, хотя только в городе Усть-Кут этот показатель составляет почти 3 тыс. кв. м или около 100 домов. Кроме того, расселение временного жилья, предоставленного строителям БАМа предусмотрено в первоочередном порядке только с осени 2017 года, хотя согласно федеральной целевой программе «Жилище» должно быть расселено в первую очередь.

Представители муниципалитетов, присутствующие на заседании комиссии, отмечали, что реализацию программы затрудняет низкая стоимость квадратного метра, заложенная при выделении субсидий — 34 тыс. 545 рублей. В Усть-Куте данную проблему решили, добавив недостающие средства из местного бюджета, но поселки этого позволить себе не могут. Еще одна проблема – невозможность «завлечь» подрядчиков работать в северных территориях, назвав причину – невыгодные условия. Именно поэтому местные власти в рамках реализации программы в первую очередь полагались на приобретение вторичного жилья, но сейчас этот рынок себя практически исчерпал.

Геннадий Нестерович рекомендовал правительству Иркутской области, министерствам финансов и строительства, дорожного хозяйства Иркутской области проанализировать результаты экспертно-аналитического заключения и принять меры по устранению отмеченных в нем нарушений и недостатков, чтобы в установленные президентом сроки закончить переселение.

─ Мы, в свою очередь, гарантируем поддержать все предложения по финансированию муниципальных образований дополнительными средствами, ─ сказал Геннадий Нестерович. Он подчеркнул, что депутатский корпус возьмет на контроль этот вопрос.

Как было отмечено на заседании комиссии, уже в ходе мартовской сессии ЗС планируется внести корректировки в бюджет, на реализацию программы предполагается дополнительно выделить 400 млн рублей. Кроме того, члены комиссии приняли решение подготовить обращение в Государственную Думу России и парламентам других регионов с предложением изменений в Жилищный кодекс РФ, которые бы позволили предоставлять жителям аварийных домов жилье в других населенных пунктах.

О закупках дорогостоящего медицинского оборудования в 2015-2016 годах в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие здравоохранения» на 2014 – 2020 годы рассказала аудитор Контрольно-Счетной Палаты Иркутской области Ольга Ризман. Объектами контрольного мероприятия стали министерство здравоохранения Иркутской области, Иркутская клиническая больница № 9, Иркутский областной психоневрологический диспансер, Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница, Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы.

На укрепление материально-технической базы медицинских организаций в 2015 году было предусмотрено 87,5 млн рублей, в 2016 – 359,2 млн. Анализ представленных в Минздрав области заявок медицинских организаций показал, что потребность на 2015 год составляла 1,3 млн рублей, а в 2016 году поступили заявки еще на 632 млн рублей. Таким образом, потребность в приобретении медицинского оборудования значительно превышает объем выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований.

Фактически на приобретение оборудований израсходовано 37,3 млн рублей (16 единиц). Остальная часть средств в сумме 4, 9 млн рублей использована с нарушением принципа эффективности, включенные в утвержденный план девять единиц оборудования не приобретены. В 2016 году за счет выделенных средств предусмотрено приобретение 778 единиц медицинского оборудования. За девять месяцев по итогам электронных аукционов заключено 55 государственных контрактов на общую сумму 76,7 млн рублей, сроки поставки по заключенным контрактам определены в октябре-декабре 2016 года, оплата контрактов на момент проверки не производилась.

Как отметила аудитор, результаты проверки говорят об организационных недостатках при реализации государственной программы. Так, при распределении выделенных средств минздравом области не анализируется и не уточняется потребность медицинских организаций в оборудовании, не установлены критерии приоритетности при определении перечня закупаемого оборудования, отсутствует порядок направления заявок медицинскими организациями, их рассмотрения и отбора.

Геннадий Нестерович уточнил, кто дает предложения на покупку медоборудования и как контролируются обоснованность таких предложений, как поставлена претензионная работа по нарушениям условий госконтрактов.

─ Это ведь бюджет. Миллионами разбрасываетесь, не предъявляя претензии поставщикам?! А потом деньги на лекарства найти не можем. Вы государственные люди, вас поставили, чтобы вы рационально использовали каждую копейку, ─ выразил свое возмущение председатель комиссии.

Депутаты рекомендовали до 10 февраля представить отчет о том, какие меры были приняты министерством. Парламентарии взяли вопрос по исполнению этой программы на контроль и заверили, что проверки будут проводиться постоянно. Следующая проверка по рациональному использованию дорогостоящего оборудования будет проведена осенью 2017 года.

На рассмотрение членов комиссии по контрольной деятельности была представлена проверка реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014- 2020 годы в части расходов, предусмотренных на предоставление субсидий в целях возмещения затрат на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг в рамках экономически значимых проектов, направленных на развитие сельского хозяйства Иркутской области.

В 2015-2016 годах завершено 175 экономически значимых проектов. В целом за период 2011-2016 годов на их реализацию направлено 2 млрд 249 млн рублей. По заключению Контрольно-счетной палаты, реализация экономически значимых проектов оказала положительное влияние на развитие сельского хозяйства области, так как государственная поддержка в рамках инвестиционных проектов позволяет более конкретно определить цели, задачи и результаты бюджетного финансирования. Однако, несмотря на это, показатели экономической эффективности и результативности в полном объеме не выполнены. В частности, по 68 проектам снижены объемы производства продукции, из них 35 предприятий снизили объемы по объективным причинам в результате засухи.

В 2016 году Министерством сельского хозяйства Иркутской области из перечня были исключены 86 ранее одобренных проектов, в том числе 24 ─ по причине прекращения деятельности предприятий. Из них 18 сельхозтоваропроизводителей получили в 2011- 2013 году средства областного бюджета в сумме 100,8 миллионов рублей на возмещение затрат по приобретению техники, оборудования или сельскохозяйственных животных. Поскольку проекты не реализованы, а техника и животные проданы, это привело к потере бюджетных средств. По общему решению членов комиссии и аудиторов, материалы проверки отправлены в прокуратуру и правоохранительные органы области.

Члены комиссии обсудили итоги финансового аудита по вопросу кредиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сложившейся в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов. Проверка проводилась в городе Черемхово, а также в Братский, Нижнеилимском, Чунском, Тайшетском, Эхирит-Булагатском районах. Заключение представлено по состоянию дел на конец ноября 2016 года.

Всего в муниципалитетах и городских округах области объем просроченной кредиторской задолженности по коммунальным услугам на 1 января 2016 года составил 302,4 млн рублей. К концу года, в октябре долг увеличился на 36 % и составил 411,4 млн рублей. Но уже через месяц, в ноябре объем задолженности снизился и составил 335,4 млн рублей. В конце 2016 года муниципалитетам была оказана финансовая помощь, что должно существенно сказаться на размере задолженности. Парламентарии поручили в срок до 10 февраля уточнить информацию по кредиторской задолженности на 1 января 2017 года.

По мнению депутатов, каждый муниципалитет должен представить четкую причину образования задолженности, и пояснить, могут ли муниципалитеты самостоятельно справиться с этой проблемой. Документы предложено отправить в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, где совместно будут выработаны пути решения проблемы, включая рекомендации главам муниципалитетов.