24.01.2017 10:57
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
24.01.2017 10:57

Кинопремьера: «Рай»

Исповедь трио

«Рай»

Режиссер Андрей Кончаловский

Россия, 2016, 131 мин., 16+

Начну сразу со спойлера: три человека перед камерой в одинаковых одеждах, предающиеся откровенным воспоминаниям о своей жизни, – мертвецы. Надеюсь, данная информация не испортит впечатление от просмотра. Это не весть какой секрет, пытливый зритель догадается практически сразу, а не пытливый поймет минут через 15.

Исповедь трех человек в чистилище занимает около половины экранного времени. Обывательского типа француз-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен) рассказывает про свою семью, про службу в полиции и знакомство с русской княгиней Ольгой (Юля Высоцкая), которая участвовала в сопротивлении и укрывала в Париже еврейских детей. Потом слово берет Ольга. Жюль уходит со сцены практически в начале фильма, так как погибает первым. Последним в трио, быстро превратившемся в дуэт, вливается чертовски привлекательный молодой немецкий аристократ Хельмут (Кристиан Клаус), почитатель Чехова, офицер СС, искренне верующий в идеи Третьего рейха и в возможность построения отдельно взятого рая на Земле для немцев.

Какие-либо сюжетные повороты в «Рае» отсутствуют напрочь. Сразу ясно, кто в рай попадет, а кто нет. Понятно, что это будет Ольга. Режиссер придумает ей свой крестный путь: сначала французское сопротивление, потом тюрьма в Париже, а потом и концлагерь, где у нее появится вторая возможность спастись, но она выберет голгофу.

В качестве антипода Ольге предоставлен Хельмут. Когда-то еще до войны у него случился с ней краткий курортный роман, но он до сих пор не может ее забыть. И вот теперь он высокопоставленный чин, занимается ревизией в концлагере, а она обыкновенная заключенная, которую ждет газовая камера. Как водится, чувства вспыхивают снова, и благородный немец, служащий силам зла, уже готов бежать с любимой женщиной на край света. Тут сразу вспоминается и «Список Шиндлера», и «Ночной портье», и даже Джонатан Литтелл с романом «Благоволительницы». Поляна, на которую выходит Кончаловский со своим фильмом, истоптана настолько, что ему, собственно, и ловить-то нечего. Но фильм попал в шорт-лист «Оскара» и получил в Венеции «Серебряного льва» за режиссуру. Впрочем, это не говорит о качестве фильма, а лишь констатирует безрыбье.

Перед нами очередное кино про холокост, снятое некогда талантливым режиссером, которому случайно залетело в голову несколько модных нынче идей. Но беда в том, что эти идеи не его, и он не знает, как с ними обращаться, они у него не входят в резонанс, а наоборот, гасят друг друга, обесцениваются. Практически невозможно смотреть китчевые картинки с воспоминаниями героев о предвоенной жизни, это вступает в такой диссонанс с их исповедью перед камерой, что хочется отвернуться от экрана.

Кончаловский своей проповедью особой русской духовности просто раздирает скромное черно-белое изображение. И уж, конечно, апофеозом режиссерского бесстыдства является голос Андрея Сергеевича, приглашающий Ольгу в рай.