Олег Ярошенко: Мы принципиально изменили схему работы медицинской отрасли

Ни для кого не секрет, что в последнее время в региональном здравоохранении дела шли далеко не идеально. Для оздоровления отрасли требовались срочные перемены. Но, прежде всего, нужен был руководитель, способный навести порядок, готовый на жесткие кадровые перестановки. Поэтому неудивительно, что губернатор Сергей Левченко назначил на пост министра здравоохранения человека военного – полковника медицинской службы запаса Олега Ярошенко. О том, каким образом он выстроил свою работу, каких успехов уже удалось достичь, и с чем связаны дальнейшие перспективы отрасли, Олег Николаевич рассказал в интервью газете «Областная».

– Олег Николаевич, в ноябре исполнился год, как вы вступили в должность министра здравоохранения Иркутской области. Что уже удалось сделать и по каким проблемам еще остаются вопросы?

– Все, к сожалению, сделать невозможно, но стремиться к этому надо. Мой лозунг – быть абсолютным максималистом и здравым идеалистом, тогда можно сделать намного больше.

Когда я приступил к работе, степень неудовлетворенности качеством и доступностью медпомощи в регионе опережала набившие оскомину проблемы ЖКХ, дорог и коррупции. Недовольство граждан достигло апогея, нужны были кардинальные и четкие действия, чтобы вернуть доверие пациентов.

В первую очередь мы провели тщательный анализ ситуации. Выяснили, что проблемы в отрасли гораздо серьезнее, чем заявлялось ранее. Это очереди на прием узких специалистов, скученность и отсутствие комфорта в поликлиниках, низкое качество медуслуг в стационарах, справедливые нарекания на геронтологическую помощь, неудовлетворительное состояние материально-технической базы медучреждений, кадровый дефицит, а главное – самоустраненность главных врачей – основных модераторов лечебного процесса.

Поскольку я человек военный, у меня есть четкий алгоритм управления: сбор исходной информации, оценка обстановки, принятие решения и контроль за его исполнением. В этом алгоритме я и построил свою работу.

– Каковы причины этой печальной картины в здравоохранении?

– Напомню, в 2013 году в систему областного здравоохранения вошли около сотни медицинских организаций муниципального уровня. В 2014-м к ним еще присоединился Иркутск. Увеличившийся в разы объем работ и вялое, а зачастую  полное отсутствие четкого управления со стороны минздрава породили такую ситуацию, которая не преминула сказаться на работе отрасли. Взяв за основу итоги работы за 2015 год, мы провели тщательный анализ деятельности каждого медучреждения. Он-то и позволил выявить слабые и сильные стороны в работе каждого главврача. По итогам проверок порядка 23 медорганизаций получили неудовлетворительную оценку. До этого было так: получил главврач нарекания, и на свое усмотрение их устранял. Мы принципиально изменили схему. Всех главврачей, получивших «неудовлетворительно», взяли в плотную опеку и ежеквартально, а то и чаще, заслушивали комиссией о проделанной работе. И реально увидели сдвиги, причем как на самих показателях работы учреждения, так и на количестве жалоб.

– Со сколькими главврачами пришлось расстаться?

– За этот год произошла смена руководства в 26 медицинских организациях. 13 человек уволились с должности главного врача по собственному желанию, шесть – в связи с истечением срока трудового договора, семь были освобождены от занимаемой должности по решению работодателя. Жестких кадровых решений там, где главврачи не хотят выполнять свои обязанности, от нас потребовал и губернатор Сергей Левченко в своем послании. Поиск претендентов на должности главных врачей впервые проводился открыто – на сайте министерства мы публиковали информацию о вакансиях, и в такой конкурсной бескомпромиссной борьбе побеждал сильнейший.

В больницах, где поменялись руководители, мы за короткое время получили принципиально иную картину. Предпринятые меры, разумеется, не могли не сказаться и на показателях. Если взять для сравнения 11 месяцев 2015 года и аналогичный период нынешнего, у нас в регионе на 2,5% снизился показатель смертности от заболеваний системы кровообращения, на 5,5% – показатель смертности от травм и других последствий внешней причины. Смертность от дорожно-транспортных происшествий снизилась на 18%, от туберкулеза – на 21%, от болезней органов пищеварения – на 26%, от пневмонии – на 2,5%, показатель младенческой смертности, который в послании президента в 2016 году занял одно из ведущих направлений, снизился на 20,5% и составил 5,8 на тысячу родившихся живыми детей. Это лучше, чем средний показатель по России.

– В последнее время изменилось отношение к финансированию отрасли. Эта ваша заслуга?

– Не моя, а всей команды министерства. Было непонятно: почему одна из главных отраслей региона финансируется недостаточно? Ведь не секрет, что в 2015 году бюджет здравоохранения был снижен на 700–800 млн рублей. Это почему-то было «мягко» принято прежним руководством минздрава. Конечно, деньги все не решают, но если их нет, если финансирование просто обрезается, какие могут предъявляться требования к главным врачам? Мы с коллегами провели серьезную работу, чтобы руководство региона – исполнительная и законодательная власти – четко понимали угрозы такого подхода. В течение всего года политика, проводимая нами, дала свои результаты. Судите сами: по сравнению с 2015 годом на 317 млн рублей – в 8,5 раза – увеличилось выделение денежных средств на закупку медоборудования, на 101 млн рублей увеличилось финансирование закупки вакцины и сыворотки. Для нашего региона это крайне важно. Это и вакцина против клещевого энцефалита, туберкулин для прививки на реакцию Манту, и впервые мы закупили пневмококковую вакцину, что дает нам реальные основания уменьшить в разы смертность от пневмонии! Хотел бы обратить внимание на принципиальное изменение в выделении денежных средств на капремонт и строительство. Ведь ранее потребность на этот год была спланирована в объеме всего 4% от необходимого! А только подтвержденная актами контрольно-надзорных органов потребность составляла порядка 1,5–2 млрд рублей! Какие могли быть созданы условия для нормальной работы при таком финансировании?

В течение года на корректировках рассмотрения бюджета мы получили дополнительно порядка 320 млн рублей на проведение ремонта и улучшения материально-технической базы медучреждений. Кто стучится, тому дверь открывают!

– Назовите самые значимые проекты, которые удалось реализовать в этом году?

– Мы открыли 11 новых фельдшерско-акушерских пунктов, смогли своевременно организовать закупку медоборудования для них, пролицензировать и запустить в работу. 4 апреля был завершен капитальный ремонт палатного блока № 2 Иркутской областной клинической больницы. Он длился с 2013 года. Сегодня здесь расположены уникальные отделения хирургического и терапевтического профиля, в том числе онкогематологическое отделение, отделение анестезиологии-реанимации для больных с гнойно-септическими заболеваниями. Благодаря планомерной и эффективной работе сотрудников минздрава на октябрьской сессии Заксобрания был положительно решен вопрос о выделении дополнительно 232 млн рублей для оснащения этого объекта современным высокотехнологичным оборудованием. Если раньше пациенты направлялись в ведущие федеральные клиники Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, то теперь жители Приангарья смогут получать сложные виды медпомощи, не выезжая за пределы области.

Хотел бы обратить внимание на то, что региону были отданы полномочия по лекарствообеспечению пациентов с редкими заболеваниями. У нас таких пациентов примерно 160 человек. У них очень дорогостоящее лечение, и, конечно, оно ложится дополнительным бременем на плечи регионального бюджета. Нам удалось по сравнению с прошлым годом на 27 млн рублей увеличить это финансирование и в полном объеме выполнить свои обязательства перед этой категорией больных. Также было выделено дополнительно 200 квот на сумму 60 млн рублей для оказания высокотехнологичной помощи, что позволило гражданам получать ее в нашем регионе, не выезжая за пределы Приангарья.

В 2016 году стартовал проект по созданию единой информационно-диспетчерской службы скорой медицинской помощи Иркутской области. Сейчас проводятся работы по настройке инфраструктуры: серверного оборудования, средств криптозащиты информации, сетевого оборудования. Наличие подобной службы необходимо. При массовом ДТП архиважны правильная маршрутизация и транспортировка больных. Счет идет на минуты, а часто все упирается в субъективный фактор диспетчера. Эта система позволяет весь процесс максимально автоматизировать и свести до минимума издержки человеческого фактора. На создание службы в этом году выделено впервые из областного бюджета 2 млн рублей. Сейчас в проекте задействован Иркутск и Иркутский район, далее будут Усолье, Усольский район и Ангарск, а потом мы выйдем на всю область. Я полагаю, в течение года-двух весь регион должен быть покрыт сетью единой информационно-диспетчерской системы.

Для нас также немаловажно завершение взятых обязательств по окончанию строительства медицинских объектов в Усть-Ордынском Бурятском округе. С 2006 года реализуется указ президента по строительству, и федерация выполнила все свои обязательства по софинансированию, но, к сожалению, в течение последних трех лет не было абсолютно никаких подвижек со стороны области. Эти объекты остановились, что не могло не сказаться на репутации региона, а также не позволяло оказывать жителям округа качественную и доступную медпомощь. Кроме того, не выполнив эти обязательства, мы не могли претендовать ни на какие дополнительные преференции со стороны федерации в дальнейшем. В мае, наконец, было завершено строительство второй очереди районной больницы в селе Баяндай, а в июле – строительство поликлиники Аларской районной больницы в поселке Кутулик. В этом году также пошли реальные денежные средства на строительство второй очереди Аларской ЦРБ. Надеемся, что в течение 2017–2018 годов область свои обязательства выполнит полностью.

– В этом году, наконец, удалось поставить точку в расформировании психиатрической больницы в здании бывшей каторжной тюрьмы, известной как Александровский централ. Расскажите об этом подробнее.

– Это произошло спустя 60 лет со дня открытия больницы в 1956 году. В разные годы там находилось до 1,2 тыс. пациентов, в 2014-м, например, там было 500 человек! Кроме расселения пациентов, перед нами стояла также ответственность за персонал – в медучреждении работало порядка 160 человек из населения Боханского района. Консолидировав силы минздрава, главных специалистов-экспертов, помощь министерства труда, минимущества, мэра и депутатов думы Боханского района, нам удалось решить все сложные вопросы. А это, поверьте, было совсем непросто! В срочном порядке необходимо было найти медучреждения, куда перевести этих пациентов, провести ремонт и лицензирование помещений. Годами распространялись слухи, что пациенты Александровского централа социально опасны и агрессивны. Мы проводили беседы, разъяснения, работая плечо к плечу с уполномоченным по правам человека Валерием Лукиным. И все получилось. В настоящее время пациенты  переселены в пять медорганизаций, расположенных в Тулунском, Усть-Удинском, Заларинском и Чунском районах. Открыто дополнительно около 110 новых рабочих мест, а для сотрудников трудоспособного возраста созданы рабочие места в лечебных учреждениях поселка Бохан и Иркутска.

Выезжая в территории, мы видим, что в некоторых районах построено сразу несколько новых ФАПов, а кое-где ни одного, как, например, в Качугском районе. Хотя местное руководство утверждает, что с их стороны все необходимые требования выполнены: выделен земельный участок, оформлена документация. Почему так происходит?

– Реализация строительства ФАПов – трехуровневая. Основным координатором является министерство сельского хозяйства в рамках развития программы «Устойчивое развитие села». Основной исполнитель – министерство строительства. Мы определяем потребность в ФАПах, передаем заявки в минсельхоз и в минстрой. Но вопрос упирается опять же в деньги. Строительство ФАПов осуществляется по принципу софинансирования: федерация и регион. К сожалению, сейчас со стороны федерации софинансирование сократилось, и темп строительства замедлился. Но вместе с депутатами ЗС мы решаем вопрос создания подобной региональной программы. Это, конечно, очень тяжело. На 2017 год запланировано строительство 35 ФАПов, в том числе и в селе Верхоленск Качугского района. Все зависит от финансирования.

– Мы обсуждали на страницах «Областной» тему создания в Приангарье домовых хозяйств. Оправдали они себя?

Считаю, что да. Работа по созданию домовых хозяйств в Иркутской области начата в ноябре 2015 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ. Для их размещения определены населенные пункты с количеством жителей до 100 человек, расположенные на расстоянии более 6 км от ближайшей медицинской организации.

У нас создано 156 домовых хозяйств в 25 муниципальных образованиях. Там выбраны волонтеры из числа наиболее ответственных жителей. Медперсоналом районных больниц проведено их обучение принципам оказания первой помощи. Обучение, кстати, проводят сотрудники медицинских организаций, Красного Креста. За 11 месяцев текущего года зафиксировано 962 обращения жителей к волонтерам домовых хозяйств, из них в 155 случаях была вызвана скорая помощь, 80 человек были своевременно госпитализированы. Даже если результатом явилась одна спасенная жизнь – такая работа не напрасна, а у нас речь идет почти о сотне человек! Наши сотрудники периодически проводят выезды в домовые хозяйства. В ноябре, например, проверена работа домовых хозяйств Шелеховского, Иркутского, Ангарского и Усольского районов.

– В заключение давайте поговорим о перспективах отрасли. В каких районах, когда и что будет строиться, ремонтироваться и модернизироваться?

– В 2017–2018 годах нам необходимо завершить строительство детской поликлиники в иркутском микрорайоне Ново-Ленино, куда прикреплено 30 тыс. детей, предстоит строительство радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкологического центра. 80% всей нагрузки на успешное излечение онкологических больных ложится на качество радиологической помощи. Пока существующие мощности не соответствуют стандартам. Работают аппараты 80-х годов прошлого века. Проблема назрела давно, тем более, что именно у нас подобную помощь получают жители Республики Бурятия и Забайкальского края. Необходимо строить новую поликлинику в Качугском районе, здание 1926 года постройки. Смена главного врача там уже дала свои результаты. Предыдущий главврач руководил учреждением восемь лет, оказалось, что ни один документ не был составлен, чтобы разработать проектно-сметную документацию, пройти экспертизу. Смена руководителя ЦРБ позволила в короткие сроки решить эти вопросы, пройти экспертизу. Мы надеемся, что в 2017 году в Качуге должны начаться строительные работы. Подобная ситуация с туберкулезным диспансером в Тулуне. Он также находится в зоне пристального внимания. Нужна реконструкция административного корпуса в поселке Мегет под Мегетское поликлиническое отделение, продолжение строительства вторых пусковых комплексов больниц в Аларском районе и поселке Бохан. Еще минздравом Приангарья предложено включить в бюджет Иркутской области на 2017 год 100 млн рублей на проведение капремонта здания Усольского родильного дома. Также рассматривается вопрос о приобретении медоборудования для Усольской городской больницы. Запланирован капитальный ремонт областной инфекционной клинической больницы, на который выделено порядка 100 млн рублей. Проектов и предложений очень много, я перечислил наиболее важные и финансово емкие. Мы готовы активно продвигать интересы медицинской отрасли региона. Уверен, что законодательная и исполнительная власть по-прежнему будет нас слышать и помогать, ведь мы уже доказали на деле – каждый бюджетный рубль используется эффективно и идет на сохранение здоровья наших граждан.