Нечаянная встреча

Наверняка каждому не единожды приходилось слышать: «Главное богатство территории – люди». Побывав в поселке Верхоленск Качугского района и познакомившись с некоторыми из его жителей, мы убедились в правдивости этих слов. Ибо такие необычные и талантливые люди, которые живут в этом заповедном крае, на самом деле настоящая драгоценность, а знакомство с ними – большая удача и радость.

Приехав в Верхоленск, осмотрев, как водится, на бегу, местные достопримечательности, школу, детсад и клуб, получили от главы поселения Сергея Шонькина предложение: «Может, вас с нашим местным поэтом познакомить?» Поморщившись про себя: «Наверняка это чудак-графоман», мы согласились: «Конечно, почему бы и нет? Давайте вашего поэта!»

Вскоре в библиотеке появился невысокий седовласый мужчина, представившийся Александром Георгиевичем Никифоровым. Окинув нас внимательным взглядом прищуренных глаз, спросил: «Итак, о чем будет разговор?»

– Так подразумевалось, что о вас. Вы же поэт. Расскажите о себе, о своем творчестве. Вы сами-то местный?

– Нет, я не верхоленский, я пришлый, с Крайнего Севера. Сбежал в перестройку. «Хлебнув голодных ден, бежал мужик из города, плуги пластали дерн, крапиву рвали бороны. Поскольку нет давно ни чая и ни сахара, талон свой на вино мужик предложил пахарю. Но парень-сибиряк не принял предложение, поскольку у него свои соображения. Сказал: «На берегу неважно: выше, ниже ли. Задаром помогу, ты только, милый, выживи!»

Через минуту, очарованные необыкновенной образной речью собеседника, мы забыли наносной «столичный» скептицизм, стараясь не пропустить ни единого сказанного слова.

Александр Георгиевич рассказал, что родился в городе Черногорске Красноярского края, а детство и большую часть жизни провел в Якутии, где окончил в городе Мирном сначала школу рабочей молодежи, а затем получил диплом техника-механика в Вилюйском энергостроительном техникуме. Работал водителем-дальнорейсовиком, а в 1988 году вместе с другом переехал в Качугский район, деревню Козлово.

Никакого профессионального литературного образования у него нет. И не по его вине. Вспоминает, как однажды переступил порог Литературного института в надежде стать студентом. Так ему в приемной комиссии тут же сказали: «Извините, у нас вы ничему не научитесь. Мы на поэтов не учим. А вы – уже сложившийся поэт!»

Первая публикация его стихов состоялась еще в середине 1970-х в газете «Мирнинский рабочий». В 1982 году вышел первый сборник «Подснежные ягоды». Но серьезно занялся творчеством Александр Никифоров уже на верхоленской земле, ибо, по собственному признанию, ему нигде так не писалось и не работалось, как здесь. Уже в Приленье увидели свет его сборники стихов «Узник любви» и «Крылатый пахарь». После к стихотворным произведениям прибавилась проза – повести «Осень Никодима», «Таежный хлеб», «Отцовский урок» и серия рассказов. В 1992 году Александр Никифоров принимал участие в международном поэтическом конкурсе «Глагол» и стал его лауреатом. Его произведения публиковались в журналах «Полярная Звезда», «Сибирь», «Советский воин», «Новая юность», «Сельская новь»…

– Природу возникновения творчества объяснить сложно, – говорит Александр Никифоров. – Кто-то пишет, едва научившись читать, кто-то – у гробовой доски. У каждого творчество проявляется по-разному. Как правило, это либо сильное психологическое потрясение, либо необходимость высказаться, имея хороший опыт за плечами…

– А у вас?

– Во-первых, я потерял при разводе троих детей, они остались с первой супругой, сейчас у меня вторая жена. Во-вторых, пережил зимовку – далеко от населенных пунктов, мы зимовали с другом, потом выходили пешком 150 км по тайге. И аварий серьезных хватало. В общем, в потрясениях недостатка не было. Я поздновато начал. В 30 лет стал писать, но несерьезно. Серьезно стал работать в деревне Козлово, когда сюда переехал. Смена впечатлений, настроений, окружающей среды – все это давало повод, «пищу». Ведь не секрет – чем художнику хуже, тем для творчества лучше.

– Расскажите о пережитой зимовке поподробнее.

– Это случилось в начале 70-х годов. У меня был отпуск, поехали с другом на пушной промысел. В книге «Таежный хлеб» это все описано подробно. Захотите – почитаете.

Александр Георгиевич, как оказалось, вообще пишет только о лично увиденном и пережитом. Себя называет писателем-реалистом. Герои его произведений – сибиряки, земляки, которых он хорошо знает. А еще, говорит, что любит писать о людях, для которых работа – «на уровне души» – высокая. Эта работа может быть любой: у печника, токаря, колхозника, но она обязательно должна быть с любовью. Поэтому и назвал он одно из своих произведений «Крылатый пахарь». Герой – крестьянин, но он не просто пашет землю, у него душа летает, когда он занимается любимым делом.

Очарованный местной природой и людьми, Александр Георгиевич занялся в Верхоленске даже краеведением. Его работа «Малая Родина», приуроченная к 350-летию села, – тому подтверждение. Сейчас пишет роман «Глухоманиха». Герои его – люди столичные, которые попадают в деревню. И в их взаимоотношениях, изменении миропорядка – суть произведения. Роман, сетует автор, написан пока наполовину – не хватает времени. То и дело приходится отвлекаться то на домашнюю работу, то на общественную. От заведующей библиотеки мы совершенно случайно узнаем, что Александр Никифоров – автор стихотворения, ставшего гимном Качугской земли, автор памятного знака Качуга. Он прекрасный печник и резчик по дереву. Стилизованный герб к 350-летию Верхоленска в 1991 году он вырезал три месяца, практически вручную, используя лишь долото и стамеску.

Выслушав похвалу, Александр Никифоров машет рукой: довольно! И уже собравшись уходить, неожиданно предлагает: давайте я вам небольшой стишок прочту.

«Мне больше нравятся озера, когда от них я ухожу,

Окину все прощальным взором, присяду и услышу шум.

Как тихо волны берег нежат, высокий слышен писк утят,

Кроншнепам свистну ветер свежий, встаю, а ноги не хотят!

Под хриплый крик вещуньи черной тропою медленно иду,

А вслед за мною шум озерный бредет, как конь на поводу».

Спасибо, Александр Георгиевич, за нечаянную встречу и ваше удивительное творчество! А еще за то, что, сами того не желая, вы очень корректно щелкнули по носу заезжих журналистов!