Омуль под угрозой

Популяция байкальского эндемика снизилась в два раза

Если не остановить браконьерство на Байкале, через два года озеро может остаться без омуля. Такой неутешительный прогноз озвучил руководитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Борис Самарский. По его словам, с 2008 года популяция байкальского эндемика снизилась в два раза.

Вопросы по пресечению незаконного оборота байкальского омуля были рассмотрены на прошлой неделе на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Борис Самарский в своем докладе напомнил, что в мае ситуация по снижению численности омуля рассматривалась в правительстве Республики Бурятия с участием замминистра сельского хозяйства РФ Ильи Шестакова. Позднее подобное совещание провел и руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров.

– На уровне правительства РФ должно быть не ранее ноября принято решение либо запретить вылов омуля на Байкале в ближайшие три–пять лет, начиная с 2017 года, либо значительно ограничить промысел этого ценного вида рыбы, – заявил Борис Самарский. – Во внимание будут приняты, прежде всего, такие факторы, как продуктивность нерестового периода, который начнется 15 августа. Пока по 2017 году решения нет, идет экспертиза, взвешиваются все факторы состояния проблемы в 2016 году.

Руководитель управления Россельхознадзора привел статистику по снижению популяции омуля, которое наблюдается с 2008 года. Тогда общая биомасса составляла 20 тыс. тонн, к 2015 году она сократилась в два раза – до 10 тыс. тонн. По словам Бориса Самарского, это снижение сегодня расценивается как критическое, и через два года с такой динамикой омуль вообще может исчезнуть. По мнению ученых, причинами сложившейся ситуации являются ухудшение общей экологической ситуации, засуха, установившееся мелководье в бассейне Байкала, браконьерство. При этом квота по вылову омуля, которая предоставляется Бурятии, в разы превышает иркутскую. Так, в 2015 году в Республике Бурятия было разрешено добывать 541 тыс. тонн омуля (в этом году – 358 тыс. тонн), в Приангарье же прошлогодняя квота составляла 237 тыс. тонн, а нынче – 191 тыс. тонн.

Борис Самарский заявил, что браконьерство носит катастрофические масштабы, хотя точных цифр нет. Узнать же, превышает ли установленные квоты фактический вылов омуля в Байкале, позволит государственная информационная система «Меркурий».

– Все субъектовые ветеринарные службы должны будут с 2018 года перейти на ГИС «Меркурий», которая уже разработана и которая позволит отследить весь вылавливаемый омуль, – говорит Борис Самарский. – В качестве примера необходимости такой системы расскажу, как сейчас происходит контроль. На огромной территории двух субъектов разрозненно находящиеся ветеринарные врачи выписывают ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД). Проконтролировать правильность и обоснованность их выдачи с учетом выданных пользователям квот даже самим руководителям служб невозможно. Под одним и тем же ВСД на партию, скажем, в 200 кг многократно перевозятся все новые и новые партии омуля, документ не гасится. Просуммировать и получить данные об общем объеме сертифицированного омуля можно только в ручном режиме со значительными временными потерями, при этом достоверность весьма сомнительна. В ГИС «Меркурий» формируется уникальная база данных, которая раскрывает реальную картину происходящего. Однако ждать еще два года мы не имеем права. Наши усилия сегодня направлены на то, чтобы службы ветеринарии обоих субъектов начали досрочно работать в информационной системе «Меркурий».

Выступающий добавил, что сегодня пристальное внимание контролирующих и надзорных органов должно быть уделено омулевой икре. Дело в том, что в прошлом году истекло действие декларации на производство икры у СПК «Кабанский рыбзавод» и «Большереченский рыбоводный завод». Новые декларации эти предприятия не получали. Руководитель управления Россельхознадзора также предложил организовать в Слюдянке место для временного хранения омуля для установления законности рыбы.

– Нам необходимо объединить усилия двух соседних субъектов, чтобы решение проблемы по незаконной добыче и реализации омуля было комплексным, – подчеркнул Сергей Левченко. – Поручаю министру сельского хозяйства Иркутской области Илье Сумарокову подготовить письмо от моего имени в адрес главы Республики Бурятия о проведении совместного совещания по данной теме. Мы должны рассмотреть все вопросы, которые касаются вылова и реализации омуля.

Кроме того, губернатор поручил региональному правительству решить вопрос по организации места проверки и при необходимости хранения поступающего омуля и икры из Бурятии на территории Слюдянского района.