Призрак бродит по Иркутску, страшный призрак… коммунальный

Коммунальные разборки собственников с управляющими компаниями набирают обороты

Похоже, что 1 июля 2016 года – та точка отсчета, когда проблемы в сфере ЖКХ стали самыми острыми для населения России. В марте текущего года в Москве на суд общественности был представлен рейтинг проблем в сфере ЖКХ, и топ 10 проблем выглядит следующим образом (данные НП «ЖКХ Контроль»):

  1. Начисление платы за ЖКУ
  2. Капитальный ремонт
  3. Управление МКД
  4. Качество коммунальных услуг
  5. Неудовлетворительное состояние МКД
  6. Неудовлетворительное придомовое благоустройство
  7. Проблемы с приборами учета
  8. Аварийное и ветхое жилье
  9. Бездействие уполномоченных органов власти
  10. Иные

Сегодня этот рейтинг обрел реальные и опасные очертания. Судя по тому, о чем рассказывают собственники жилья, ситуация с управляющими компаниями не только не улучшилась, но и многократно ухудшилась.

Создается впечатление, что они фактически присваивают себе полномочия законных собственников. Сами определяют, сколько денег собрать и на что их истратить. УК собирают деньги с собственников под разными предлогами, и чем больше сборы, тем выше прибыль УК. Для справки: годовой валовый сбор только за 2013 год УК «ЗУ ЖСК» составляет 1 млрд 300 млн рублей, из них 900 млн – платежи ресурсоснабжающим организациям, 400 млн рублей – ремонт и содержание домов, 41 млн 629 тыс. рублей составляет вознаграждение компании. Вознаграждения Северной и Южной УК практически на том же уровне.

Вопреки требованиям жилищного и гражданского законодательства, УК самостоятельно заключают договоры на использование общедомового имущества, устанавливают порядок перепланировок дома, порядок приостановления и ограничения поставок коммунальных услуг. По своему усмотрению распоряжаются доходами от использования общедомового имущества. УК непрозрачны, собственники не знают о результатах их деятельности, об использовании собственных средств, о размерах вознаграждений, получаемых руководителями УК.

Во всей этой истории есть один существенно положительный фактор – собственники жилья становятся той общественной силой, которая постепенно разбирается в теме и набирает опыт самостоятельного отстаивания своих прав.

Мы встретились с представителями нескольких домов в Иркутске и убедились в том, что люди не собираются спускать на тормозах тот вопиющий беспредел в управлении многоквартирными домами, который, как гнойный нарыв, мешает народу комфортно жить.

И если в ближайшее время этот нарыв не будет удален, завтра недовольные собственники направят свой коммунальный гнев против тех, кто не желает их услышать.

Вера Васильевна, ул. Баумана, 172/2: «Представляете, кроме всего прочего мы платим НДС! В наши квитанции включен НДС управляющей компании, которая этот НДС должна платить сама! Это нарушение Налогового кодекса, это незаконно. Еще мы оплатили перерегистрацию Северной УК! Раньше они были ОАО, а теперь стали ООО, и эти расходы тоже на нас повесили.

Мы переплачиваем за уборку снега – снег не убирают, а сваливают на газоны зимой, а в марте сваливают на дорогу – что это за уборка снега?! У нас запланировано шесть недель уборки подъездов. А в месяце четыре недели! Где еще две недели, за которые мы платим?

Мы платим Северной УК за работу с должниками, а никакой работы она не ведет!

Никакой прозрачности в отчетах нет, качество обслуживания отвратительное, я вообще получала квитанции на оплату с учетом капитального ремонта, а в результате оказалась в должниках, потому что все мои деньги уходили на оплату квартиры. А на капитальный ремонт не перечислено ни копейки, и вот с этим я разбираюсь сейчас – кто это все начислял?!

И вот что еще я выявила: нашему дому приписали лишние квадратные метры общедомовой площади – 181 кв. м. Эти лишние метры якобы обслуживаются, и мы за них тоже платим. На сайте стоит одна площадь дома, а в протоколах – другая, разница 181 кв. м. Прикиньте, сколько таких лишних метров на каждом доме, и какая с этого прибыль получается.

Я бывший главный бухгалтер и с цифрами работать умею».

Виктория, ул. Р. Люксембург, 355: «Я не понимаю, как они работают. Нам говорят одно, а на самом деле другое. Вот сказали, что на нашем доме 770 тыс. рублей, а почему квартиру 135 не приведут в порядок?! Сколько времени я говорю этим управленцам из Северной УК – квартира промерзает, там живет семья с тремя детьми, и на устранение причин промерзания требуется всего 14 тыс. рублей!»

Александр, ул. Р. Люксембург, 355 (бывший старший по дому): «У нас по плану было запланировано установить подъездное освещение. Мы пробное сделали, а на остальное нам денег не дают – и все встало. Но с другой стороны, говорят, что деньги есть. Так на самом деле, что есть? Нам нужно водосчетчики поставить, а денег снова нет. Служба 500–100 – единая аварийная служба Северной, Западной и Южной УК. Это самая отвратительная служба – ни дозвониться, ни заявку подать. Все ужасно работает – одна бумажная волокита и никакого качества».

Наталья, микрорайон Первомайский, 24: «Мы уже перешли в другую компанию. Дом на 70% проголосовал, чтобы перейти в другую компанию. Одна из причин – с нами Западная УК не считается. Мы с 2014 года вели разговоры по тарифам и по их управленческой деятельности. В структурах Западной УК лишние надстройки – «Техконтроль», «Комфорт» – там завышенные цены. У нас были претензии по годовым отчетам – в них все скрыто. Например – задолженность дома 330 тыс. рублей. Объясните, откуда эта цифра? Объяснений нет.

Западная УК идет на уступки по уборке полов, уборке территории, содержанию конструктивных элементов дома, но управленческое вознаграждение – табу. А из чего оно складывается? Это коммерческая тайна. В прошлом году дом не принял новый тариф на вознаграждение. В результате текущий ремонт нам не делали, потому что мы отказались заголосовать управленческое вознаграждение. Только после вмешательства администрации и Жилищной инспекции сделали ремонт! Выполнены эти работы были с большим опозданием: по системе отопления работы протянулись до декабря. Это ненормально – шел запуск тепла, а у нас, по сути, в это время был капитальный ремонт – мы все меняли в подвале.

Из Западной мы ушли, но документы нам Западная УК не отдала – дом в воздухе висит. Техпаспорт, акты по дому – это же не собственность Западной УК, это дому принадлежит. Мы за электронный паспорт  заплатили 35 тыс. рублей – хотя это было незаконно, а теперь и этот документ в Западной. Чтобы вернуть наши документы, мы написали письмо в Жилищную инспекцию, и если ответа оттуда никакого вменяемого не будет, пойдем в прокуратуру или в суд.

Я считаю, что в управлении домами должна быть конкуренция. Почему одна компания как монстр себя ведет? Мы имеем право выбирать. Мы же трудно уходили. Когда мы проводили собрание, из Западной УК пришло сотрудников больше, чем собственников было. Мы решили перейти на заочное голосование, тогда от УК Западная пошли ходоки по квартирам, и началось давление: голосовали или нет, подпишите наши листы. Люди уже отдали свой голос, а к ним приходят и говорят: может быть, вы передумаете. Когда мы депутатов выбираем, нас же не переспрашивают и не предлагают на выборах переголосовать.

В Северной УК такое же, и сейчас Северная УК предоставила другие протоколы – поддельные. Управляющие компании существуют за наш счет, и если мы считаем, что управляющая компания не отрабатывает свое вознаграждение, мы имеем право уйти».

Екатерина, председатель ТОС «Черемушки» (Первомайский): «На нас оказывается очень сильное давление от УК Западная: листовки забрасывают, клевещут на старшего по дому, что купили его. На примере 24-го дома: там был план, как действовать, если дом переходит в другую УК, и было прямо написано, что надо оклеветать старшего по дому и председателя. Раньше очень трудно было вызвать представителей УК после 19 часов – не рабочее время. Однако, когда идет речь о переходе в другую управляющую компанию, у Западной УК находится время прийти и после 19 часов. Они начали работать с населением, чтобы дом не ушел. Значит, нашли вариант выйти на работу и после 19 часов.

Кто борется с должниками? Мы сами, а УК пишет в своих услугах о работе с должниками и взимает за это деньги. Так почему с УК это не спрашивается? Зачем нам нужны частные паспортные столы?! За эту работу тоже взимают плату. А моего согласия никто не спрашивал. Есть государственный муниципальный паспортный стол. Человек семь лет не пользуется этим частным паспортным столом, а деньги с квартиры берут. За что?

Мой дом после капитального ремонта 2010 года, гарантийный срок заканчивается 24 июля 2016 года, а в марте получилось так, что кровля потекла. А потом выяснилось, что все это происходит не первый год. Западная УК делает вид, что никакого отношения к этой проблеме не имеет. Мы просим об элементарном: обследовать ситуацию с крышей. В договоре и тарифе конкретно указано: обследование подвала, кровли, подъездов, крепежных объектов. А в УК нам говорят: «А почему мы должны это делать?». Я до сих пор не получила ни обследования, ни акта, ничего. Для чего были созданы технические службы и так раздут штат? Результат от этого ноль. К тому же у нас второй год ремонт не делается, хотя деньги для дома есть.

Необходимо сделать так, чтобы те дома, которые попали в капитальный ремонт, были защищены. По 185 ФЗ тендер выигрывают компании, которые через какое-то время объявляют себя банкротами: были рога и копыта, а стали копыта и рога. Мы не защищены. По поводу крыши будем судиться и привлекать прокуратуру. Если гарантийный срок ремонта 10 лет, значит, ты 10 лет должен отвечать и никуда не исчезать. Ремонт кровли делал «Сибирский дом».

Многие люди находятся в смятении. Многие не согласны с тарифами по вознаграждению УК, с тем, что нет открытости в отчетности. Мы два года добивались открытости. К нам подключились Университетский, Первомайский, Синюшина Гора. Но бланки отчетности Западная УК отказалась вписывать в договор. Жители мне доверяют, многие сказали – давайте уйдем.

Что сделать, чтобы житель был защищен и чтобы результат был эффективный в работе УК?

Закон исполнять надо и ужесточать его, и нужна открытость. Нужно, чтобы закон защищал собственника. Пусть штрафуют УК, и штрафы в бюджет города идут! И нужна конкуренция, чтобы мы могли выбрать лучших из лучших.

А капитальный ремонт – это очень большая проблема! Собственники понимают, что капитальный ремонт нужен, но это должен быть лицевой счет дома, и мы должны понимать, из чего складывается этот тариф на капитальный ремонт».

Еще есть какое-то время, чтобы коммунальные разборки не стали причиной более серьезных претензий как к управляющим компаниям, так и к тем органам, которые должны осуществлять контроль за их деятельностью. Стоит ли ждать, когда «грянет гром»?