Организацию закупа, переработки дикоросов и развития Байкальской природной территории обсудил Общественный Совет при ЗС

Заседание Общественного Совета при Законодательном Собрании Иркутской области прошло 6 декабря под председательством спикера областного парламента Сергея Брилки. Как отметил председатель ЗС, данное заседание является дополнительным, так как в повестку включены вопросы, которые уже рассматривались ранее членами Общественного Совета, но было принято решение еще раз вернуться к обсуждению актуальных тем.

Одной из таких тем стала организация в Иркутской области закупок и переработки дикорастущих плодов и ягод. Как рассказал вице-спикер Законодательного Собрания, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров, Иркутская область богата такими природными пищевыми ресурсами как ягоды, грибы, орехи, однако система закупа плодов и ягод не развита, переработка практически не ведется. Регион занимает второе место в Сибирском федеральном округе после Красноярского края по площади кедровых лесов, которая составляет более 7 млн га. Он напомнил, что в 2015 году по поручению Сергея Брилки представители Законодательного Собрания и регионального правительства приняли участие в заседании Координационного совета по лесному хозяйству и возобновляемым природным ресурсам межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое прошло Томской области.

– Сегодня Томская область – лидер в России по заготовке и переработке дикоросов, там планомерная работа в этом направлении ведется давно, организован закуп дикоросов у населения, которые сразу же доставляются на переработку, налажен рынок сбыта продукции, довольно популярной и за рубежом. Но и у нас решение этих вопросов сдвинулось с мертвой точки, – рассказал Кузьма Алдаров.

Сегодня в Иркутской области эта отрасль представлена 23 предприятиями, которые ведут заготовку дикоросов в 15 районах. Наиболее крупные из них: Облпотребсоюз, ЗАО «Иркутскзверопром» в Шелехове, ЗАО «Тайга-продукт» в Ангарске, ООО «Кипрей» в Усть-Илимском районе, ИП Поплевин и ООО «Тофкардон» в Тулунском районе, ООО «Балаганская продовольственная компания». За 10 месяцев 2016 года компаниями было собрано 481 тонна лекарственного сырья, 42 тонны кедрового ореха, 178 тонн ягод, 19,5 тонн грибов, 38,5 тонн папоротника и 18 тонн черемши. Как отметил заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Александр Кириленко, эти показатели не сопоставимы с показателями 1991 года, когда, например, в регионе заготавливалось до 117 тонн грибов, 484 тонн ягод и 328 тонн орехов.

Говоря о проблемах, стоящих сегодня перед производителями, замминистра отметил устаревшую материально-техническую базу, а также отсутствие возможности кредитования. Нина Суворова поинтересовалась, планирует ли правительство выйти с какими-либо инициативами по внесению соответствующих изменений в федеральное законодательство. По словам Александра Кириленко, действительно, серьезной проблемой является и несовершенство законодательства. Так, если граждане могут заготавливать дикоросы для собственных нужд свободно и бесплатно, то предприниматели обязаны арендовать лесной участок на срок не менее 10 лет, однако не все готовы к таким долговременным обязательствам. Планируется предложить Государственной думе РФ рассмотреть возможность сокращения данного срока.

Кроме того, к 1 апреля 2017 года в Иркутской области будет разработана подпрограмма по развитию сферы заготовки, переработки и сбыта дикорастущего пищевого сырья до 2020 года. Александр Кириленко предложил членам Общественного Совета выйти с предложениями по ее реализации. Как отметил председатель правления Иркутского регионального отделения организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» Гайдар Гайдаров, свое отражение в подпрограмме обязательно должно найти и развитие лекарственного кластера на основе местных, сибирских лечебных трав. Президент молодежного благотворительного фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова обратила внимание на проблему «хищнического» отношения к природным богатствам и предложила рассмотреть возможность поддержки предпринимателей, занимающихся выращиваем тех же трав.

Широкое обсуждение вызвала информация об экологических проблемах обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории. Как напомнил министр природных ресурсов Иркутской области Андрей Крючков, территория вокруг Байкала разделена на три зоны – центральную экологическую зону, водоохранную зону и Байкальскую природную территорию, в каждой из которой действуют различные регулирующие моменты. Границы водоохранной зоны озера почти полностью совпали с границами центральной экологической зоны БПТ, и ее ширина колеблется от 50 км до 150 км. Сегодня в границах водоохранной зоны запрещены использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства, потребления и других, размещение автозаправочных станций, станций техобслуживания и моек транспортных средств, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, в соответствие с Земельным кодексом РФ ограничивается оборот земель, в частности, запрещается предоставление земельных участков в частную собственность.

– Мы знаем, что Байкал – объект охраны ЮНЕСКО, но мы не должны забывать о людях, живущих у Байкала, а 54 % населения Иркутской области живет именно на Байкальской природной территории, которая занимает всего 14 % от площади региона, – отметил Сергей Брилка. – Законодательное Собрание сегодня засыпано письмами от жителей БПТ, особенно живущих в водоохранной и центральной экологической зонах, которые оказались в очень сложных ситуациях, когда существенно ограничена хозяйственная и иная деятельность. Они должны иметь возможность вывозить отходы, иметь энергетическое обеспечение, а также исполнять свои обычаи, но сегодня запрещено создавать новые кладбища в водоохранной зоне. Мы не может дать людям удовлетворительные ответы. Именно поэтому эта злободневная тема и была включена в повестку заседания Общественного совета, чтобы еще раз заострить на ней внимание, вместе выработать предложения.

Кроме того, как отметил Сергей Брилка, сегодня жители прибрежных районов Иркутской области крайне обеспокоены ограничением прав собственности на земельные участки, где расположены их дома, право собственности на которые по каким-то причинам не было оформлено ранее. Сейчас также не представляется возможным выделять земли молодым специалистам для ИЖС, наследовать недвижимость, что приводит к росту социальной напряженности. Председатель Иркутской областной общественной организации «Российский союз сельских женщин» Нина Суворова попросила рассказать, что планируется в связи с этим предпринять.

По словам министра имущественных отношений Иркутской области Владислава Сухорудченко, сложно влиять на международные обязательства России по охране Байкала, однако необходимо инициировать изменения в федеральное законодательство. В частности, сейчас рассматривается возможность уточнения границы водоохранной зоны с учетом научно-обоснованного подхода Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. Негативно влияет на ситуацию и неопределенность в градостроительном законодательстве и законе об охране озера Байкал. устанавливающие необходимость проведения экологической экспертизы в отношении хозяйственных объектов. При этом, как сообщил министр, ни нормами Минстроя РФ, ни федеральным законодательством не дается определения понятия «хозяйственный объект», которое и предлагается уточнить. Кроме того, в соответствующую правительственную комиссию было направлено предложение проводить экологическую экспертизу только в отношении опасных производственных объектов.

В свою очередь руководитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области Оксана Курек отметила, что при проведении экологических экспертиз особое внимание обращается на вопросы, касающиеся вывоза отходов, в том числе и строительных, и вывода сточных вод. Так, на 1 декабря 2016 года экспертизу прошли 205 объектов в Иркутской области, из них на 10 % даны отрицательные заключения, так как не были проработаны именно вопросы по отведению бытовых и канализационных стоков, вывозу отходов. Сергей Брилка заметил, что главы поселений жалуются на то, что деньги итак местных бюджетов тратятся на проведение экологической экспертизы, например, плоскостного спортивного сооружения, строящегося в сотне километрах от Байкала. Спикер Законодательного Собрания предложил рассмотреть возможность разработки типовых проектов, которые бы только единожды проходили экологическую экспертизу.

Елена Творогова предложила создать межсубъектную рабочую группу совместно с правительством Республики Бурятия для детальной проработки всех предложений и разрешения сложной ситуации, актуальной для обоих регионов. Это и ряд других предложений членов Общественного Совета были включены в решение, принятое по итогам обсуждения темы.

В завершение заседания члены Общественного Совета заслушали информацию об утверждении требований к закупаемым Законодательным Собранием Иркутской области отдельным видам товаров, работ, услуг, их потребительским свойствам и иным характеристикам, а также значениям таких свойств и характеристик (в том числе предельных цены товаров, работ, услуг), а также утвердили план работы Общественного Совета на 2017 год.