16.11.2016 12:55
Рубрики
Общество
Текст
Владимир Хмыльников
Текст:
Владимир Хмыльников
16.11.2016 12:55

Электронный проездной: в ногу со временем

В 2010 году ангарские автотранспортные предприятия первыми в области решились на масштабную модернизацию своего транспорта. Тогда генеральный директор ОАО «Автоколонна 1948» Сергей Валерьевич Шарков принял решение оснастить автобусы предприятия современным многофункциональным электронным оборудованием. Время показало правильность такого шага.

– Для честных предпринимателей установка такого электронного комплекса выгодна с нескольких позиций, – поясняет Сергей Валерьевич. – С юридической стороны транспортные компании полностью защищены от каких-либо обвинений в махинациях со статистикой: электронику не обманешь и не подкупишь, проверяющая инстанция может в любой момент получить все необходимые данные о числе поездок разных категорий пассажиров, выручке, расходе топлива и еще нескольким параметрам. С экономической точки зрения тоже плюсы – руководство предприятия полностью контролирует все расходы, связанные с пассажирскими перевозками, исключена сама возможность хищения выручки, топлива.

Для пассажиров города нефтехимиков уже привычны электронные терминалы в автобусах, объявление каждой остановки в автоматическом режиме, да еще и с дублированием «бегущей строкой».

Выбор удобного маршрута

Для того чтобы электронное чудо стало обыденным явлением в городском транспорте, ушло несколько лет серьезной подготовки. Большой вклад в этот успех внесло ООО «Социальная система», решившее важный вопрос программного обеспечения, без которого любое компьютеризированное устройство становится металлоломом.

– После тестирования различных программных продуктов мы остановили выбор на «Удобном маршруте», – рассказывает Артем Витальевич Бондарев, директор ООО «Социальная система». – В Российской Федерации лишь два программных продукта данного направления прошли сертификацию на государственном уровне. Один из них – программа столичной фирмы «Удобный маршрут». Сегодня наше предприятие является официальным представителем «Удобного маршрута» на территории Иркутской области.

В пользу «Удобного маршрута» есть еще один весомый аргумент: эта программа успешно работает в 14 регионах нашей страны. Этот факт красноречиво говорит о надежности и высокой степени защиты программного продукта. Кроме того, «Удобный маршрут» успешно совмещен и надежно работает с электронной системой таких серьезных компаний, как Российские железные дороги и банковским платежным сервисом VISA.

В Ангарске система целый год работала в тестовом режиме. Только после такой тщательной проверки «Удобный маршрут» вышел в люди.

Электроника работает для всех

Современное электронное оборудование городского пассажирского транспорта удобно для всех.

– Перевозчик обладает полной информацией о работе каждого автобуса, – говорит Евгений Баженов, председатель Ангарского городского союза автотранспортников. – Диспетчер может в любое время, не отвлекая водителя, увидеть местонахождение любого автобуса на маршруте, его скорость движения, остаток топлива в баке, количество пассажиров в салоне, контролировать выполнение режима рабочей смены – то есть обязательные для отдыха водителя перерывы между кругорейсами. А это уже забота о безопасности пассажиров! В конце смены система выдает точные данные о количестве перевезенных пассажиров, выделяет из них льготные категории – это контроль за выручкой и важная информация о пассажиропотоке на том или ином маршруте. Тем, кому нечего скрывать, электроника только помогает совершенствовать работу городского общественного транспорта.

Жители Ангарска тоже убедились в преимуществах современных технологий. Именно благодаря электронике из общего потока пассажиров можно выделить группы, которые нуждаются в адресной социальной поддержке. Ангарск – единственный город в области, где школьники и пенсионеры, не имеющие федеральных и областных льгот, имеют возможность совершать поездки по сниженному тарифу. После оформления персонифицированного электронного проездного ученики в возрасте до 18 лет платят за проезд всего половину стоимости – 10 рублей, а «безльготные» пенсионеры – 16 рублей при действующем в Ангарске 20-рублевом тарифе. Эти меры поддержки, осуществленные по инициативе депутата думы АГО С.В. Шаркова и поддержанные мэром Ангарского округа С.А. Петровым, действуют уже несколько лет. И без какой-либо нагрузки на областной бюджет.

Кстати, практика применения электронного учета поездок по персонифицированным школьным билетам в Ангарске позволила за короткий срок сократить расходы муниципальной казны на компенсацию по этой статье, которая прежде работала только на муниципальном транспорте, в пять раз. Грамотное решение позволило направить высвободившиеся средства на решение важных городских проблем. И это в масштабе лишь одного города!

Электронное оснащение ангарских автобусов сделало возможным успешное проведение пилотного проекта, итоги которого позволяют надеяться, что в области наконец-то появится действительно единый социальный проездной, которым можно будет пользоваться в любом городе Иркутской области. Ведь эта мера социальной поддержки – областная, а не муниципальная.

Руководитель областного министерства социального развития Владимир Родионов неоднократно подчеркивал положительный опыт ангарских автотранспортников, высказывался в поддержку применения электронной карты для контроля количества поездок льготников. По словам министра, такое решение дает возможность сделать прозрачными ассигнования из областного бюджета на адресную поддержку отдельных категорий населения.

Электронный проездной позволяет, наконец, разорвать порочный круг и исправить системную ошибку, допущенную когда-то региональным минсоцем. Ведь прежде по постановлению № 521, принятому в ноябре 2013 года, компенсация выплачивалась за количество проданных билетов, независимо от того, совершал его обладатель поездки или нет. Вот тут-то и появлялась лазейка для мошенников. После введения электронного учета поездок – все по-честному: если человек, имеющий право на льготу, приобрел ЕСПБ, но не пользовался им, то никаких бюджетных денег не будет потрачено. И это справедливо!

По заявлению министра Владимира Родионова, успешный опыт ангарских автотранспортных компаний областное правительство намерено применить на территории всей области. Это позволит, с одной стороны, выполнить обязательства по предоставлению мер социальной поддержки на общественном транспорте всем, кто имеет на них право, а с другой – снизить нагрузку на областной бюджет без ущемления законных прав льготников.

Как за каменной стеной

Каждое новое дело кроме энтузиастов пробуждает своего «неверующего Фому». Электронный проездной – не исключение. Не всем оказался по душе прозрачный учет льготных поездок. В октябре всем скептикам, распускающим бездоказательные слухи о несовершенстве системы электронного учета, через средства массовой информации было предложено проверить свои измышления на практике.

Понятно, что никто из приглашенных не пришел: разглагольствовать, не подтверждая пустые слова фактами и документами, оказалось проще, чем принять личное участие в проверке программного оборудования.

Единственным представителем областной власти, который проявил желание досконально разобраться в сложном вопросе, стал депутат Законодательного Собрания Иркутской области Дмитрий Михайлович Ершов.

– Хотя моя фамилия в числе приглашенных не значится, я решил воспользоваться возможностью лично проверить работу сервера, который ведет учет льготников, – рассказывает Дмитрий Михайлович. – Мною были затребованы документы, связанные с работой электронной системы учета.

Все необходимые государственные сертификаты и свидетельства депутат Законодательного Собрания получил. Первый вывод: система электронного контроля надежно защищена, возможность повлиять на изменение статистических данных вопреки вымыслам псевдоспециалистов полностью исключена. Депутат заметил:

– Если авторы подобных утверждений не понимают разницы между терминалом электронной оплаты проезда в автобусе и работой программного продукта, то становится даже стыдно, что такие недотепы могут своими фантазиями умышленно вводить в заблуждение население и правительство нашей области.

Проверив документы, убедившись, что на каждый модуль есть свидетельство государственной регистрации, и любое стороннее вмешательство в работу системы или изменение статистических данных невозможно, дотошный депутат не успокоился. Ершов в результате депутатских запросов получил от АО «УЭК Иркутской области» и столичного разработчика программного продукта ООО «Удобный маршрут» исчерпывающие ответы об уровне безопасности и степени защиты программного продукта от постороннего вмешательства. Официальные письменные ответы Дмитрий Ершов обязательно покажет всем, кто был приглашен для «освидетельствования» сервера, но не явился – пусть почитают!

– Если у этих «обличителей» действительно было желание разобраться в вопросе, то могли прийти и проверить все, что им непонятно, и получить ответы на любые вопросы. Могли, наконец, просто отправить свои запросы в столичное головное предприятие «Удобного маршрута». Но очень похоже, что у этих людей какой-то другой тайный интерес. Потому и побоялись откликнуться на приглашение, побоялись, что их ложь выплывет наружу.

После изучения документов и весьма пристрастной беседы со специалистами «Социальной системы» депутат сказал корреспондентам:

– Итак, могу сообщить следующее. Собственником программного продукта, при помощи которого осуществляется контроль за количеством поездок, является ООО «Социальная система». В свое время это предприятие приобрело за свой счет серверы, программное обеспечение, провело настройку, тестирование оборудования, наладило работу с банковскими системами электронных платежей. Подчеркну, что ни один уважающий себя банк никогда не станет работать с программным продуктом, который вызывает сомнения в плане защищенности и безопасности.

Судя по предоставленным мне документам, «Соцсистема» давно сотрудничает, например, со «Сбербанком России». Получается очень странная картина – служба безопасности крупнейшего банка страны уверена в надежности программного продукта своего партнера, а небольшая группа людей во всеуслышание распространяет выдумки о мошеннических действиях.

Транспортные предприятия области предпочитают доверять фактам, а не фантазиям. Именно поэтому электронное оборудование сегодня успешно работает в общественном транспорте Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова, Усть-Илимска. Пассажирские транспортные компании Братска, Иркутска, Зимы сегодня также рассматривают возможность применения электронных проездных: хочешь работать лучше – шагай в ногу со временем!