02.11.2016 10:08
Рубрики
Территории
Текст
Дмитрий Шибанов
Текст:
Дмитрий Шибанов
02.11.2016 10:08

Мост «анженерной» системы

Есть в старой части города Зимы, там, где сливаются речки Зима и Ока, местечко – остров Муринский. С середины прошлого века его облюбовали дачники. Развели огороды, да и строились помаленьку. Как-то сам собою вокруг дачного кооператива со звучным советским названием «Мичуринец» построился поселок, в котором сейчас проживают более трех сотен семей. И все бы ничего, да отделяет поселок от города речка, не речка даже – протока, со звучным названием Мура.

Старожилы помнят, что мост через Муру возводили раза четыре. Первый был подвесной, однажды кто-то попытался проехать через него на груженом самосвале, и моста не стало. Потом отстроили деревянный, который простоял пару лет, но и его снесло ледоходом. В 1980 году члены садоводства «Мичуринец» пустили шапку по кругу и поставили мост на железобетонных опорах с деревянным покрытием. Официально он считался пешеходным, однако легковые машины по нему ездили регулярно, а порой, на свой страх и риск, и грузовики проскакивали.

Поскольку мост числился за садоводством, администрация Зимы на его эксплуатацию и ремонт не выделяла ни копейки, все ремонты проходили методом «народной стройки» – за счет сбора средств и пожертвований от тех, кто побогаче. Так заботами жителей мост честно простоял 30 лет, но в 2010 году, во время ледохода, упала подмытая мостовая опора. Пешком как-то перебраться было еще можно, но на машине уже никак. Официально мост был признан непригодным к эксплуатации: ни пожарной машине не проехать, ни скорой.

Неизвестно, сколько бы мучились жители, если бы не приключилась с «мичуринцами» счастливая оказия. Зиму посетил губернатор Сергей Ерощенко, и жильцы «обитаемого острова» получили от него высочайшее обещание: мост в садоводство «Мичуринец» в городе Зима будет восстановлен в кратчайшие сроки.

Губернатор поручил мэру Зиминского городского муниципального образования Владимиру Трубникову до 25 декабря 2014 года обеспечить разработку проектной документации и проведение государственной экспертизы на строительство моста на о. Муринский, а также предусмотреть средства в местном бюджете для софинансирования строительства. Этот факт отражен в официальном документе – перечне поручений по итогам рабочей поездки Сергея Ерощенко в город Зима и Зиминский район 13–14 февраля 2014 года.

Этим же документом министру строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Михаилу Литвину поручено после предоставления Зиминским городским муниципальным образованием положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию включить строительство моста на о. Муринский в государственную программу Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014–2020 годы на условиях софинансирования.

Рискнем предположить, что и губернатор, и мэр Зимы Владимир Трубников прекрасно понимали, что в бюджете муниципального образования денег на проектирование и экспертизу нового моста нет и не предвидится. Может быть, было еще какое-то приказание или обещание, от которого не осталось никаких документальных свидетельств? Иначе трудно объяснить, почему поручение губернатора стало исполняться с совершенно сказочной эффективностью. Буквально через два дня в Зиму выехала целая рабочая группа, в которую вошли представители Дирекции автодорог Иркутской области, специалисты ИРГТУ и ИРГУПСа, а также строительных и подрядных организаций.

Солировал в рабочей группе депутат Законодательного Собрания Андрей Микуляк, по основному месту работы на тот период – генеральный директор ЗАО «Мостострой-9». Он говорил о строительстве моста как о решенном вопросе. «Чувствуется, что речка Мура – с характером, и сейчас самое удобное время начать изыскательские и подготовительные работы, так как река замерзла. К моменту таяния льда большинство основных работ должно быть закончено», – молодецки заявил руководитель строительной организации журналистам.

На заседании рабочей группы распределили обязанности: проектирование и строительство ведет «Мостострой-9», изыскательские геологические работы выполняют специалисты Иркутского государственного технического университета, а отсыпку подъездов к мосту берет на себя Дирекция автодорог Иркутской области. За координацию деятельности всех участников проекта отвечает администрация города Зимы.

Здесь уместно сделать небольшое отступление. В русской сказке царь пожелал, чтобы представили ему мост хрустальный «от своего крыльца до нашего дворца» и обязательно «анженерной системы», и добры молодцы чудесным образом к утру ему мост поставили. В нашей унылой реальности при возведении объектов капитального строительства – и хрустальных мостов тоже – необходимо следовать общим правилам, которые называются градостроительным законодательством.

Сначала объект (тот же мост, например) должен быть учтен на генеральном плане поселения. На него готовится проектная документация, включающая архитектурные, конструктивные, объемно-планировочные и технологические решения. На основе проекта готовится смета на строительство и рабочая документация – пакет документов, указывающих строителям, как именно нужно реализовывать решения, утвержденные проектом. Эти документы проходят экспертизу, и только потом выдается разрешение на строительство, а после окончания строительства – специальная комиссия подписывает акт о вводе его в эксплуатацию.

Нужно ли говорить о том, что объект, возведенный без разрешения, является самовольной постройкой и подлежит сносу, а передвижение пешеходов и транспортных средств через мостовой переход, не сданный в эксплуатацию, не разрешено?

HN9A5093

Наконец, если объект возводится муниципалитетом в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – № 44-ФЗ – нужно запланировать в муниципальном бюджете средства и завести их на соответствующий счет, а потом через конкурсную процедуру определить подрядчика. Причем, как правило, сначала проводится конкурс на разработку проектной документации, а уже затем, с известными параметрами и сметой, через конкурс определяется подрядчик на проведение строительных работ.

В 2014 году Андрей Микуляк уже три года был генеральным директором ЗАО «Мостострой-9». За это время организация неоднократно участвовала в конкурсах на получение государственных контрактов. Директор не мог не знать, что градостроительные нормы и контрактные процедуры регулируются федеральными законами, и на них не действуют ни просьбы губернатора, ни решения всевозможных рабочих групп. Тем не менее в феврале 2014 года «Мостострой-9» перебрасывает в Зиму технику и механизмы с территории Саха (Якутия), приступает к закупке строительных материалов и подготовке к строительству моста.

Зиминское городское муниципальное образование в лице Владимира Трубникова доверяет ЗАО «Мостострой-9» разработать и утвердить техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство автодорожного моста через протоку Мура. В кратчайшие сроки проводится согласование переноса опор линий электропередач, решаются вопросы по размещению вахтового городка мостостроителей, на полигоне отводятся мощности для вывоза демонтированных конструкций старого моста.

Кажется, что все участники строительства находились в каком-то дурном сне. Проекта нет, конкурсные процедуры не проведены, у заказчика в бюджете средств нет – а ЗАО «Мостострой-9» строит мост, как ни в чем не бывало, за свой собственный счет. Кстати, стоимость строительства составила «всего» 40 млн рублей.

Апофеозом этого театра абсурда стал тот факт, что муниципалитет, оказывается, вообще не мог финансировать эту стройку. Когда мост уже был построен, выяснилось, что и старый мост, и автомобильная дорога переулок Клубный – садоводство «Мичуринец» вообще не находились в муниципальной собственности.

Отрезвление наступило много позже. В октябре 2014 года Андрей Микуляк был отстранен Советом директоров с поста генерального директора ЗАО «Мостострой-9», оставив за собой шлейф проигранных разбирательств с бывшей организацией. В сентябре 2015 года Сергей Ерощенко проиграл на выборах губернатора Иркутской области. Еще через месяц, в октябре, решением Арбитражного суда Иркутской области ЗАО «Мостострой-9» признано банкротом. В ноябре Следственный отдел управления Федеральной службы безопасности по Иркутской области возбудил уголовное дело в отношении заместителя председателя правительства Михаила Литвина – бывший министр строительства, дорожного хозяйства Приангарья скрылся и был объявлен в розыск. В марте 2016 года печальные вести пришли из Зимы – от инфаркта скончался мэр города Владимир Трубников.

Когда конкурсный управляющий ЗАО «Мостострой-9» Сергей Галандин попытался выяснить, кто же будет возмещать организации, находящейся в процедуре банкротства, 40 млн рублей, все официальные инстанции прозрели. Из министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области поступил ответ, что строительство моста не было включено в государственную программу «Развитие дорожного хозяйства» на 2014–2020 годы (далее – государственная программа), поскольку администрацией Зиминского городского муниципального образования так и не представлена в министерство проектная документация. Соглашение о предоставлении субсидии из областной казны бюджету Зиминского городского муниципального образования на строительство моста через реку Мура между министерством и администрацией Зиминского городского муниципального образования тоже не заключалось. Мэрия Зимы в очередной раз ответила, что средства на проектирование моста не предусмотрены ввиду «несбалансированности бюджета».

После проведения инвентаризации имущества и документов ЗАО «Мостострой-9» конкурсный управляющий был вынужден констатировать, что вырисовывается следующая неприглядная картина: генеральный директор ЗАО «Мостострой-9» Андрей Микуляк в 2014 году единолично принял решение о возведении силами ЗАО «Мостострой-9» автодорожного моста через реку Мура в городе Зима Иркутской области. При этом были полностью проигнорированы правила определения подрядчика в соответствии с федеральным законом № 44, а сам мостовой переход возведен в отсутствие проектной и разрешительной документации с нарушением градостроительного законодательства. Акт ввода в эксплуатацию не выдавался, в силу чего на данный момент использование мостового перехода является небезопасным, а сам мост юридически является самовольным строением.

Конкурсный управляющий ЗАО «Мостострой-9» Сергей Галандин в сентябре 2016 года обратился в Следственный комитет РФ по Иркутской области с просьбой проверить, не попадают ли действия Андрея Микуляка под статью 201 Уголовного кодекса. А именно – не использовал ли генеральный директор компании свои полномочия вопреки законным интересам самой организации и не получил ли он от этого выгод и преимуществ для себя? В Следственном комитете поручили провести проверку законности строительства Зиминской межрайонной прокуратуре. На данный момент ведомством проводится проверка по фактам, изложенным в заявлении.Тем временем ЗАО «Мостострой-9» тоже предстоит суд – задолженность перед работниками по заработной плате включена в реестр требований кредиторов, но средства для ее погашения отсутствуют. Возмещение 40 млн рублей, истраченных «волшебным» образом на самовольное строительство, коллективу было бы очень кстати. Вот только надежды на то, что это когда-нибудь произойдет, тают с каждым днем.

Конкурсный управляющий ЗАО «Мостострой-9» Сергей Галандин в сентябре 2016 года обратился в Следственный комитет РФ по Иркутской области с просьбой проверить, не попадают ли действия Андрея Микуляка под статью 201 Уголовного кодекса. А именно – не использовал ли генеральный директор компании свои полномочия вопреки законным интересам самой организации и не получил ли он от этого выгод и преимуществ для себя? В Следственном комитете поручили провести проверку законности строительства Зиминской межрайонной прокуратуре. На данный момент ведомством проводится проверка по фактам, изложенным в заявлении.

Тем временем ЗАО «Мостострой-9» тоже предстоит суд – задолженность перед работниками по заработной плате включена в реестр требований кредиторов, но средства для ее погашения отсутствуют. Возмещение 40 млн рублей, истраченных «волшебным» образом на самовольное строительство, коллективу было бы очень кстати. Вот только надежды на то, что это когда-нибудь произойдет, тают с каждым днем.