Жить – достойно, работать – эффективно, управлять – грамотно

Представляем стратегию социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года

Иркутская область – один из крупнейших регионов России, обладающий высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом. Как его эффективно использовать во благо населения региона? Ответ на этот вопрос содержится в масштабном документе под названием «Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года». Чтобы познакомить читателей с ним, редакция газеты «Областная» и министерство экономического развития открывают совместную рубрику «Стратегия-2030». В этом номере речь пойдет о ключевых приоритетах развития Приангарья – это «Достойные условия жизни», «Возможности для работы и бизнеса» и «Высокий уровень управления».

Достойные условия жизни

Образование и здравоохранение

Важнейшим условием комфортного проживания в регионе Стратегия определяет повышение качества дошкольного и общего образования. Перспективы дополнительного образования связаны с открытием технопарков, картодромов, созданием условий для исследовательской деятельности, развитием робототехники, инженерно-технического творчества.

Приоритетными направлениями политики в сфере здравоохранения является обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи. Достичь этого позволит устранение кадрового дефицита медработников, улучшение материально-технической базы медицинских организаций. Будет продолжено строительство новых объектов здравоохранения, проведение капитальных и текущих ремонтов, оснащение больниц и поликлиник современным оборудованием, внедрение высокоэффективных медицинских технологий.

Культура и спорт

Развитие культуры в Иркутской области в период до 2030 года будет характеризоваться укреплением материально-технической базы существующих и созданием новых учреждений культуры, развитием системы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, повышением доступности музеев и театров для людей с ограниченными возможностями здоровья. Будет продолжено пополнение фондов библиотек и музеев, найдут поддержку творческие инициативы населения и организаций, осуществляющих культурную деятельность.

Количество жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к 2030 году составит 50% от общей численности населения. Достичь этого показателя позволит укрепление материально-технической базы за счет строительства новых физкультурно-оздоровительных комплексов, реконструкции действующих спортобъектов. Кроме обеспечения массовости усилия будут направлены на совершенствование системы подготовки спортивного резерва и развитие спорта высших достижений.

Безымянный2Молодежная политика

Важнейший фактор успешного развития региона в Стратегии – создание условий для реализации профессионального, научного, творческого, инновационного потенциала молодежи, активного участия в общественной, политической и экономической жизни общества. Для этого предусмотрены меры по повышению качества профориентационной работы, всестороннему использованию программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства.

Необходимо повысить трудовой потенциал студенческих строительных отрядов, обеспечить их участие в выполнении квалифицированных работ. Одним из направлений является поддержка молодых семей за счет обеспечения их доступным жильем, позитивного отношения в молодежной среде к институту семьи и брака. Большое значение придается пропаганде здорового образа жизни, созданию преград на пути распространения наркотиков, а также профилактике правонарушений.

Социальная поддержка

Стратегия развития региона ориентирована на повышение эффективности системы социального обслуживания и мер социальной поддержки населения. Предстоит сосредоточить усилия на обеспечении доступности социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, развитии сети и укреплении материальной базы учреждений социального обслуживания. Важной задачей в документе названо снижение численности детей, оставшихся без попечения родителей. Будет продолжено совершенствование форм поддержки инвалидов и членов их семей, а также граждан, достигших пожилого возраста. Стратегией предусмотрено создание условий для равного доступа учреждений и организаций различных форм собственности к бюджетным средствам, предусмотренным для оказания социальных услуг, содействие развитию добровольчества в системе социального обслуживания.

Что остается в прошлом

  • Сокращение численности населения
  • Несбалансированность в развитии муниципальных образований
  • Преграды на пути развития малого и среднего бизнеса
  • Отсутствие инженерной инфраструктуры для реализации крупных проектов
  • Недостаточный приток инвестиций в развитие экономики

Что ожидать в будущем

  • Увеличение продолжительности жизни
  • Улучшение экологической обстановки
  • Рост производительности труда и заработной платы
  • Повышение туристической привлекательности региона
  • Обеспечение продовольственной безопасности

Жилищная программа

Повысить доступность жилья позволят меры по улучшению предпринимательского климата в сфере градостроительства и создание условий для возведения жилья экономического класса. Позитивное влияние окажет постоянно действующая система обновления жилищного фонда, основанная на принципах господдержки социально незащищенных категорий граждан.

Развитию рыночных механизмов финансирования жилищного строительства будут способствовать формирование системы негосударственного заказа на строительство жилья, снижение ставок по ипотечным кредитам, жилищные сертификаты. Предусматривается создание на территории Иркутской области производства высококачественных материалов, изделий и конструкций для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, а также модернизации жилищного фонда.

Коммунальное хозяйство

Важным направлением развития отрасли является формирование надежной, качественной и доступной системы газоснабжения населения и коммунально-бытовых предприятий области. Это будет достигнуто за счет господдержки строительства объектов газотранспортной инфраструктуры, транспортировки и переработки природного сырья.

Особое внимание планируется уделить обеспечению населения Иркутской области питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.

Другое направление – обеспечение бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергии, снижение доли потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям. Это приведет к повышению надежности, доступности и качества электроснабжения в Иркутской области. Важную роль сыграет привлечение внебюджетных инвестиций в сферу коммунального комплекса. Они будут направлены на модернизацию и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, а также обеспечение устойчивого функционирования системы капитального ремонта.

Продовольственная безопасность

В приоритете – продовольственная безопасность. Для этого надо увеличить объемы производства и переработки основных видов продукции растениеводства, животноводства, а также выпуск продукции пищевой промышленности.

Повышение конкурентоспособности товаропроизводителей напрямую зависит от технической и технологической модернизации сельхозотрасли, использования современной техники, оборудования и прогрессивных технологий. Будет продолжена работа по созданию благоприятных социально-экономических условий для развития сельских территорий, малых форм хозяйствования и кооперации, закреплению квалифицированных кадров на селе, внедрению системы непрерывного агробизнесобразования.

БезымянныйЗащита окружающей среды

Сохранение естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира является одним из важнейших направлений защиты окружающей среды. Продолжится работа по развитию системы особо охраняемых природных территорий, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, рациональному использованию природного наследия. В центре внимания – охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

Важнейшее значение имеет реализация эффективной охраны лесов от пожаров, увеличение объема и повышение качества воспроизводства лесов, оперативное и результативное проведение лесозащитных мероприятий. Необходимо обеспечить экологически безопасное обращение с отходами производства и потребления, сокращение объемов их захоронения. Предусматривается строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций и полигонов твердых коммунальных отходов.

Возможности для работы и бизнеса

Трудовые ресурсы

Устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без высококвалифицированных трудовых ресурсов. С этой целью Стратегия ориентирует систему профессионального образования на соответствие потребностям рынка. Для привлечения на рынок труда безработных граждан предусмотрено создание эффективной системы взаимодействия органов занятости и работодателей. Необходим механизм по вовлечению в трудовой процесс граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью. Будет расширена практика применения различных форм занятости с использованием трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, ряда других категорий граждан. Важнейшее значение имеет обеспечение прав граждан на вознаграждение за труд, легализация трудовых отношений, формирование эффективной региональной политики по оплате труда работников бюджетной сферы.

Малое и среднее предпринимательство

Развитие сферы малого и среднего предпринимательства является важнейшим фактором улучшения отраслевой структуры экономики, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Поэтому стратегической задачей является содействие инвестиционному развитию, повышению конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем, межрегиональном и международном рынках. Нужно создать условия для повышения производительности труда, обеспечить доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса, оптимизировать политику в области налогообложения и неналоговых платежей. Большую роль сыграет поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях, включая монопрофильные муниципальные образования.

Инвестиционная привлекательность

Для укрепления промышленного потенциала области нужны инвестиции. С этой целью предусмотрены мероприятия по созданию и развитию «специальных» моделей территорий с особыми режимами и условиями, облегчающими ведение предпринимательской деятельности.

Большое значение для пополнения портфеля инвестиций имеет участие в федеральных программах, направленных на поддержку и развитие промышленного производства, стимулирование импортозамещения и снижение инфраструктурных ограничений. В целях привлечения инвестиций в регион необходимо проводить работу по совершенствованию инвестиционного законодательства (создание побудительных механизмов для инвесторов), формированию инвестиционной инфраструктуры (предоставление готовых инвестиционных площадок для размещения проектов инвесторов) и развитию государственно-частного партнерства.

Транспорт, связь, коммуникации

Для успешной производственной деятельности нужно повышать доступность транспортных услуг. С этой целью предстоит обеспечить надежную связь всех населенных пунктов с автомобильной сетью региона. Будет проведена работа по увеличению пропускной и провозной способности участков железнодорожной сети, включая БАМ и Транссиб. Воздушный транспорт получит развитие за счет модернизации аэропорта Иркутска и строительства новой воздушной гавани за пределами областного центра. Важная задача – возобновление регулярных пассажирских перевозок на социально значимых маршрутах водного, пригородного железнодорожного, а также воздушного транспорта.

Развитие связи и информационных технологий пойдет по пути устранения «цифрового неравенства» посредством предоставления мобильного широкополосного доступа к сети интернет, запуска цифрового эфирного вещания на всей территории Иркутской области. Повышение качества и доступности услуг почтовой связи будет достигнуто на основе современных информационных технологий.

Высокий уровень управления

Государственное и муниципальное управление

Основными приоритетами в сфере государственного и муниципального управления являются повышение качества предоставления услуг населению и снижение административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Важную роль здесь играет работа по повышению уровня подготовки государственных и муниципальных служащих и оптимизация структуры органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовая политика

Одним из важнейших условий выполнения стратегических задач развития региона является грамотное, эффективное и ответственное управление государственными и муниципальными финансами. Ее решение зависит от обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, совершенствования долгосрочного бюджетного планирования и региональной системы межбюджетных отношений. Важнейшее требование – обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса. В стратегических интересах Иркутской области необходимо сосредоточить внимание на развитии региональной системы налогообложения, способствующей росту доходов бюджета и укреплению экономики региона. Требует совершенствования система учета государственной собственности и обеспечение имущественных интересов Иркутской области.

Гражданское общество

Сформулированные в стратегии цели невозможно достичь без участия институтов самоорганизации граждан, их включенности в процесс социально-экономических преобразований. Поэтому приоритетом является поддержка гражданских инициатив, направленных на улучшение качества жизни населения. Необходимо обеспечить широкое привлечение общественности к мониторингу и оценке услуг в социальной сфере, противодействию коррупции, учитывать мнение граждан при оценке результатов социально-экономического развития. Сильное гражданское общество – надежная опора в достижении целей, сформулированных в стратегии социально-экономического развития Иркутской области, превращении Приангарья в регион с комфортными условиями жизни, большими возможностями для работы и бизнеса, хорошими перспективами для дальнейшего развития.

P.S.

В следующих номерах газеты речь пойдет о перспективах развития отраслевых комплексов экономики, создании шести опорных территорий для эффективного использования возможностей муниципалитетов, а также новой форме территориального планирования – агломерации «Байкальский луч».


 

  • Кто работал над Стратегией

Основным координирующим органом по разработке Стратегии стала рабочая группа при губернаторе Иркутской области Сергее Левченко.

В состав группы вошли члены правительства Приангарья, представители науки (ИНЦ СО РАН, ИГУ, ИРНИТУ, БГУ, ИРЭИ), предпринимательского сообщества («Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», «Агропромышленный союз», «Союз дорожников», «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров», «Союз строителей», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»), руководители муниципальных образований.

Непосредственным разработчиком Стратегии является министерство экономического развития Иркутской области.

В целях формирования отдельных разделов Стратегии, подготовки предложений и материалов были созданы 12 отраслевых подгрупп. Они объединили специалистов исполнительных органов государственной власти Иркутской области, ведущих отраслевых экспертов, представителей общественных организаций и Законодательного Собрания.

  • С кем обсуждалась Стратегия

Презентация проекта Стратегии прошла в различных организациях с участием представителей экспертного, научного и предпринимательского сообществ, а также в муниципальных образованиях Иркутской области. В обсуждении приняли участие члены Координационного научного совета при губернаторе Иркутской области, Градостроительного совета при губернаторе Иркутской области, Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Иркутской области, Общественной палаты Иркутской области, Иркутского регионального отделения «Деловая Россия» и других общественных организаций.

Все поступившие предложения и замечания были направлены исполнительным органам государственной власти Иркутской области. Доработанный проект Стратегии планируется утвердить на заседании правительства Иркутской области и после рассмотрения депутатами Законодательного Собрания – принять в качестве закона Иркутской области.

Комментарии

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка:

– Депутаты Законодательного Собрания внимательно изучили представленную Стратегию и пришли к выводу, что она должна быть существенно доработана. В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано, каким образом, за счет каких конкретных мероприятий. При изучении проекта Стратегии не складывается общая картина проблем региона. Отсутствует встроенность мероприятий Стратегии в федеральные целевые программы и концепции, а значит, федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач. Стратегия должна собой представлять реальный конкретный план мероприятий по экономическому развитию Иркутской области, а значит, и созданию дополнительных рабочих мест, и повышению уровня жизни населения.

Вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова:

– В Стратегии мало цифр, конкретных мероприятий, нет амбициозных планов развития и планов реализации налоговой Стратегии, необходимо изменить подачу материала. Нужно внимательнее посмотреть на деление по территориям развития, а также на проекты, планируемые к реализации в данных территориях, так как не весь потенциал районов учтен. Например, в Тайшетском районе делается акцент на строительстве анодной фабрики, при этом ничего не сказано о строительстве алюминиевого завода, а в дальнейшем развитии Чунского района не учтены проекты «Группы «Илим».

Вице-спикер ЗС Андрей Лабыгин:

– Из проекта Стратегии не видно развития высшей школы в Иркутской области. Этот вопрос выходит за пределы полномочий регионального правительства, но без развития образования мы не можем говорить о развитии региона в целом.

Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко:

– Согласно Стратегии не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в различных сферах экономики, в документе не прописаны механизмы финансирования профилактики заболеваний, повышения доступности медицинской помощи для населения региона. При заявленных задачах – более чем в два раза увеличить к 2030 году объем ввода жилья на одного человека, не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей. Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, не приведены программы развития этих предприятий, неясно, как они будут участвовать в реализации Стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика. Нет описания новых инвестиционных, действительно опорных проектов на ближайшее будущее. Недостаточно раскрыты в проекте Стратегии или рассматриваются в непосредственной взаимосвязи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры.

Член комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Александр Балабанов:

– У нас много разногласий с нашими коллегами, которые хотят видеть конкретные цифры в Стратегии, еще и потому, что разное понимание самого слова «стратегия». Стратегический документ должен давать направления развития.

Заместитель генерального директора ОАО «Верхнечонскнефтегаз» Алексей Соболь:

– Окончательную оценку Стратегии можно будет давать тогда, когда ее отдельные положения начнут воплощаться в жизнь. Оценка будет зависеть от того, насколько эта Стратегия будет успешна и эффективна. Но нужно заметить, что по сравнению с первоначальным проектом, который был представлен на наше рассмотрение, проделана очень большая работа. За два месяца разработчикам удалось Стратегию переработать, были учтены замечания, сделанные, в том числе, и бизнес-сообществом. Последнее наше обсуждение показало, что к нам прислушались: новый документ в доработанном варианте окажет положительную роль в развитии Иркутской области.

Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева:

– Разработчики Стратегии не привлекали экспертов на платной основе, что в целом правильно, так как на министерство экономического развития возложена ответственность за разработку стратегического документа, но в целом его еще нужно доработать.

Заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов:

– Мы готовы доработать Стратегию совместно с депутатами Законодательного Собрания в течение ближайшего времени. Но хочу отметить, что основное отличие нынешней Стратегии в том, что конкретные планы ее реализации должны разрабатываться ежегодно. Те показатели, которые планируются в начале года, к декабрю должны быть исполнены. И контроль за этим со стороны правительства области будет постоянным.