43-я сессия: 16 законов заступили на службу

На первом пленарном заседании 43-й сессии Законодательного Собрания депутаты под председательством спикера Сергея Брилки рассмотрели 37 вопросов. Реестр областных законодательных актов пополнился 16 новыми или обновленными законами.

Законы с пометкой «социальные»

Обширный пакет социальных законов был рекомендован к принятию комитетом по социально-культурному законодательству ЗС под председательством Ирины Синцовой. Один из них – «Об областной государственной поддержке деятельности студенческих отрядов в Иркутской области» – был подготовлен и внесен депутатом ЗС Алексеем Козюрой.

Представляя законопроект, Ирина Синцова напомнила, что он продолжает традиции, заложенные еще в прошлом веке, учитывая при этом нынешнюю социально-экономическую обстановку.

– И по сей день около двух тысяч студентов проводят свой третий трудовой семестр на крупнейших стройках страны: в олимпийском Сочи, на космодромах Плисецк и Восточный, принимают участи в реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Сегодня 42 студотряда могут претендовать на государственную поддержку.

Завершена работа и над внесением изменений в областной закон «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних». Одна из поправок, автором которой является областной прокурор, предлагает исключить из штатной численности предприятий те должности, к которым предъявляются специальные требования. Вторая поправка, внесенная губернатором области, предусматривает административную ответственность за уклонение работодателей от квотирования. Это вызвано тем, что, как показывает практика, половина предприятий, имеющих численность более 100 человек и обязанных выделять для подростков 1% рабочих мест, не исполняют требований закона. Правда, эта мера наказания вступит в силу лишь с 1 января 2018 года. Депутаты дали возможность нерадивым работодателям изменить свои взгляды на квотирование.

Корректировке подвергся и закон «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области». Поправки, вносимые в него, вызваны установлением на федеральном уровне принципа адресной помощи при оказании мер социальной поддержки и касаются предоставления компенсации за посещением ребенком детского сада. Она будет предоставляться семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного уровня.

Также в окончательном чтении приняты изменения, вносимые в закон «О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям в случае рождения третьего или последующих детей». Его действие будет распространено на детей, родившихся до 31 декабря 2018 года.

Два законопроекта на одну тему

Ежегодно в обязанность депутатов входит определение прожиточного минимума для неработающих пенсионеров области. И каждый раз это непростая задача, вызывающая споры. Дело в том, что федеральный центр устанавливает эту цифру для всей страны. Если региональный показатель будет превышать федеральный, то разница между доходами пенсионера и прожиточным уровнем возмещается из областного бюджета, а если он ниже – разницу компенсирует федеральный бюджет. И каждый раз надо как можно ближе подойти к федеральному уровню, чтобы не нагружать областную казну лишними расходами.

На сей раз задача еще более усложнилась. Наряду с губернаторским законопроектом депутатам был предложен альтернативный проект, подготовленный уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным. По его мнению, условия жизни и цены на товары в разных частях области очень разнятся. Не зря же разработаны две потребительские корзины: для северных территорий и южных. Было бы справедливо установить и два прожиточного уровня. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним он должен, согласно его расчетам, составить 10,7 тыс. рублей, для остальных – 8,4 тыс. рублей.

Главным противником законопроекта Валерия Лукина выступило федеральное законодательство. Как сообщила зампредседателя областного правительства Валентина Вобликова, оно не предусматривает двух прожиточных минимумов в одном субъекте РФ. В ходе обсуждения депутат Анатолий Дубас предложил поручить депутатам Госдумы от Иркутской области поднять на федеральном уровне вопрос о необходимости установления отдельного прожиточного минимума для пенсионеров, проживающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

По словам областного министра финансов Наталии Бояриновой, принятие законопроекта оказалось бы слишком обременительным для областного бюджета. В этом случае доплаты к пенсиям составили бы более 2 млрд рублей.

– Мы разделяем обеспокоенность уполномоченного необходимостью поддержки пенсионеров, проживающих на севере. Но также должны понимать, где взять деньги на реализацию его предложения, – сказал вице-спикер ЗС Андрей Лабыгин, оглашая рекомендацию возглавляемого им комитета по здравоохранению и социальной защите по отклонению законопроекта.

В итоге в первом чтении депутаты приняли законопроект, внесенный губернатором. В нем предлагается установить прожиточный минимум на 2017 год на уровне 8 тыс. 512 рублей.