Прерванный полет Комара

5 октября – День уголовного розыска

В Иркутске вынесен судебный приговор членам организованной преступной группы, совершившей восемь краж иномарок. Несмотря на то что двое задержанных на допросах хранили молчание, сотрудники уголовного розыска, работавшие в тесной связке со следствием, собрали убедительную доказательственную базу их вины, которая, в конце концов, стала основанием для вынесения вердикта суда.

– Операция по задержанию всех фигурантов прошла без каких-либо осложнений, – говорит один из тех, кто осуществлял оперативное сопровождение этого уголовного дела, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области капитан полиции Василий Столбов. – Хотя именно отсутствие в работе сыщиков таких атрибутов детективного жанра, как погони, схватки и перестрелки свидетельствует о том, что операция подготовлена качественно, нам удалось избежать «косяков» и помарок.

Автор «проекта»

Будучи автомехаником по призванию, Александр Клевцов (фамилия изменена по просьбе оперативников) еще в юности научился неплохо разбираться в автотехнике и мог часами говорить о преимуществах ходовой или кузовной части той или иной модели, хитростях ее электрооборудования, скоростных качествах, особенностях двигателя. При благоприятном стечении обстоятельств с этими знаниями, помноженными на приличные организаторские способности, он мог бы уверенно возглавить какое-нибудь автохозяйство.

Незаметно для себя молодой человек увлекся мотоспортом, купил подержанный байк «Хонда» и стал частым гостем на байкерских тусовках. Там и получил прозвище Комар. По словам его бывшей супруги, с того момента, как они поженились, дома Александр ночевал только первый год. А потом стал надолго куда-то пропадать, приходил домой ночью, а на ее вопросы о том, где он был, отвечал: «Не твое дело».

Растущие запросы никак не хотели укладываться в зарплату водителя, поэтому Клевцов постоянно пребывал в поиске новых способов заработка. Одна «тема» особенно настойчиво не давала ему покоя, несмотря на то что от нее веяло холодом тюремной камеры. Тем не менее Александр, еще не решив окончательно, подспудно начал подготовку к ее реализации. Новая идея была старой, как мир. Суть ее сводилась к простой формуле: «похищение машин и возврат их хозяевам за деньги».

– В конце концов, если организовать дело по-умному, риск «спалиться» можно свести на нет, – рассуждал выпускник техникума транспорта и строительства. – Нужно просто просчитать все детали и посмотреть, сколько плюсов и минусов наберет мой проект.

Среди плюсов оказалось его хорошее знание конъюнктуры авторынка. Клевцов мог без запинки рассказать о том, какие самые ходовые модели сейчас в ходу на этом рынке, какой сигнализацией они обычно оборудованы, за какую цену их можно продать. И, что особенно важно, он пришел к выводу, что владельцы таких машин охотнее выкупают их у похитителей, если те не заламывают неподъемные суммы. А сам механизм криминального возврата Комар усвоил при общении с некоторыми из своих знакомых, когда-то покрутившимися в этом криминальном бизнесе.

Еще одним существенным плюсом было умение автора «проекта» отключать автосигнализацию с помощью хитроумного электронного устройства и взламывать замки зажигания. Минусом же, кроме серьезного риска, являлось то, что этого самого устройства в его распоряжении пока не было, как не было и надежных помощников, без которых нельзя обойтись.

В поисках компаньонов

Подыскивая кандидатуру первого сообщника, Клевцов остановил свой выбор на Карене Григоряне, с которым его связывали давние дружеские отношения и которому он полностью доверял. Они вместе отмечали праздники, дни рождения, ездили на охоту в Заларинский район, постоянно поддерживали связь. Григорян не скрывал, что его старший брат Петрос тоже имеет отношение к кражам иномарок и был за это арестован в 2003 году. Петрос, как называли Григоряна-старшего в криминальных кругах, был скрытным, нигде и никогда не работал, занимался угонами и тайским боксом. Он придерживался старых воровских понятий, считая, что при его ремесле, которому он посвятил много лет, никому и ничего лишнего говорить нельзя. Но, так или иначе, его младший брат Карен оказался посвященным в некоторые нюансы «профессии» родственника. Скажем, забегая вперед, что суд также назначил Петросу Григоряну наказание в соответствии с его «заслугами».

Во время очередной встречи с будущим подельником Клевцов раскрыл ему свои карты и объяснил разработанную схему, начиная от похищения машины, заканчивая ее продажей или возвратом владельцу. Карен обещал подумать и в конце февраля 2013 года дал свое согласие на участие в «предприятии».

Этот месяц, по мнению следователей Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области, и следует считать временем образования ОПГ, которая за два года своей криминальной деятельности совершила восемь краж автомобилей у жителей Иркутска.

Бонни и Клайд местного разлива

Третьим участником преступной группы стала подруга Клевцова, выпускница БГУЭП Наталья Проскурякова. Воспитанная в обеспеченной семье и получившая юридическое образование, она ненавидела «офисный планктон», предпочитая бумажной работе риск, приключения и экстрим. Гоняла на сноуборде, прыгала с парашютом, а потом вместе с новым бойфрендом пересела в седло спортивного «Кавасаки» стоимостью 300 тысяч, чтобы вместе с друзьями-байкерами колесить по дорогам области.

На предложение своего возлюбленного принять участие в одном рискованном деле Наталья, чуть поразмыслив, ответила согласием. Так заключили союз новоявленные иркутские Бонни и Клайд. Когда близкие говорили Наталье, что она выбрала не самый лучший путь, та отвечала с оттенком некоторого самолюбования и превосходства:

– Вам этого все равно не понять. У меня своя колея.

Однако эта колея завела ее в тупик через два года – в феврале 2015-го в одном из телерепортажей прозвучала информация о том, что Александр Клевцов и его сообщник арестованы, а в отношении Натальи Проскуряковой избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Организационные вопросы

Последовательно претворяя в жизнь свой план, Клевцов через интернет приобрел кодграббер «Аллигатор», заплатив за него около 100 тыс. рублей. С помощью этого прибора размером чуть больше спичечного коробка он мог теперь отключать автомобильные системы охранных автосигнализаций, использующих амплитудную модуляцию сигнала, и управлять ими.

Следующим приобретением была портативная радиостанция, которую можно было настроить на волну дорожной полиции. Рация была необходима сообщникам для того, чтобы знать, какие машины числятся в розыске на тот день, когда они планировали очередное похищение. Поскольку во время своих вылазок Клевцов и Григорян передвигались на черной «Тойота-Камри» и белом «Таун Айс», то если объявлялись в розыск подобные модели, «акцию» приходилось откладывать, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания инспекторов ДПС. Также, слушая эфир, они были в курсе того, успел ли сообщить владелец похищенного авто о краже в правоохранительные органы.

Теперь следовало позаботиться о том, куда прятать свою добычу. В качестве таких тайников Клевцов заранее подыскал и арендовал три бокса в гаражных кооперативах на улице Байкальской, в Иркутске-II и в районе аэропорта. Еще два укромных уголка он присмотрел в садоводстве «Родник» и в лесном массиве у торгового центра «Новая дача».

Альянс Комара и Таракана

Когда все было почти готово, Клевцов вспомнил об одном из своих старых знакомых, услуги которого могли оказаться кстати в процессе реализации будущих «трофеев», если хозяева по какой-то причине откажутся или не смогут выкупить свои авто. Миша по кличке Таракан тоже быстро прикинул, какой навар ему обеспечен в случае успеха мероприятия.

– Тема интересная, – почесывал затылок Таракан. – Я могу найти несколько «доноров» (битых машин с подлинными документами). Ты подгоняешь мне модель точно такой же марки, цвета и года выпуска. Я вырезаю у «донора» фрагмент кузова с идентификационным номером и привариваю его к угнанной тачке. А дальше дело техники. После продажи машины половину получаешь ты, половину – я. Не забывай, что самый высокий спрос сегодня на «Тойоту» и «Хонду ЦРВ». Реализовать их мне будет гораздо проще.

Говоря это, Миша имел в виду свой канал сбыта, налаженный в городе Улан-Удэ. На местном авторынке Таракана хорошо знали, потому что он никогда не задирал цену, стараясь побыстрее «скинуть» товар, назначая за него 200–210 тыс. рублей.

Угнать до полуночи

Своей территорией «обслуживания» Клевцов и Григорян обозначили Октябрьский район города, учитывая то обстоятельство, что два ближайших отстойника находились в районе аэропорта и на Байкальской. Загнать в них похищенную иномарку нужно было до наступления полуночи, пока не закрылись ворота гаражного кооператива. Значит, безопасного темного времени у них оставалось часа полтора-два.

Найдя во дворе какой-нибудь многоэтажки подходящую иномарку, Клевцов и Григорян оставляли свою машину за углом, чтобы ненароком не оказаться в секторе обзора объективов возможных видеокамер наружного наблюдения. На случай прослушки телефонов пользовались условленными терминами. Например, машину белого цвета называли «блондинкой», а Наталье почему-то присвоили позывной «братан».

Проходя мимо намеченной машины, Комар незаметно пинал иномарку по колесу, чтобы сработала «сигналка». Одновременно кодграббер в его руке сканировал поступивший сигнал, а затем отключал центральный замок.

Григорян, который самым внимательным образом контролировал окружающую ситуацию и был готов предупредить подельника об опасности, наблюдал, как тот, надев перчатки, чтобы не оставить отпечатков пальцев, садится на водительское кресло чужой «Тойоты». Он знал, что через несколько минут с помощью отвертки и двух металлических стержней Комар взломает замок зажигания и заведет двигатель.

Теперь оставалось сопроводить «трофей» в отстойник. Иногда эту роль выполняла Наталья. Она ехала впереди и, если на пути возникал пост ДПС, должна была предупредить сообщников по телефону. После каждой такой поездки они в целях предосторожности выбрасывали сим-карты своих телефонов, оформленные на посторонних людей.

Таким способом Клевцов, Григорян и Проскурякова похитили четыре «Тойоты Королла», «Чайзер», «Таун Айс», «Хонду ЦРВ» и «Краун».

– Главному обвиняемому по этому делу инкриминировались восемь эпизодов хищения чужого имущества, совершенного в крупном размере организованной группой, – говорит старший следователь по особо важным делам Следственной части ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области подполковник юстиции Татьяна Чемякина. – В ходе следствия он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, полностью признал свою вину и при проведении следственных экспериментов в деталях продемонстрировал способ совершения преступлений, которым пользовался.

Вернуть за вознаграждение

Часть похищенных машин продал, как и обещал, Миша-Таракан, остальные за 100–150 тыс. рублей выкупили сами автовладельцы, давшие в телевизионную «бегущую строку» объявление с просьбой вернуть их пропавшую «ласточку» за вознаграждение. Надо признать, что оказавшиеся безлошадными иркутяне находили свои иномарки именно в том месте, которое указывали похитители.

Во время получения денег у потерпевших подельники строжайше соблюдали конспирацию, используя методы, знакомые читателю по детективным сериалам. Одного они заставили положить пакет с деньгами в бесхозный почтовый ящик на улице Цимлянской. Другой передал выкуп, просунув пачку купюр в чуть приоткрытое тонированное окно их машины на улице Ленина.

Впрочем, все эти ухищрения не смогли уберечь участников группы от пристального внимания оперативников из отдела по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД России по Иркутской области.

Успех очередной операции компаньоны отмечали в любимом кафе. Летом Клевцов и Проскурякова уезжали загорать на Байкал. Зимой катались на коньках и горных лыжах. А незадолго до провала отправились отдыхать в Тайланд. Там, на берегу моря, им казалось, что весь мир у них в кармане.

Но к середине февраля 2015 года сыщики уже обладали полной информацией обо всех членах этой организованной преступной группы и задокументировали многие неопровержимые доказательства ее деятельности.

Конец веревочке

Приговор в отношении Клевцова прозвучал в ноябре 2015 года. Суд учел его раскаяние и определил ему наказание в четыре года лишения свободы условно. Весной нынешнего года суд вынес приговор Карену Григоряну, который получил семь лет условного наказания. Что касается Натальи Проскуряковой, то ее осудили на 4,5 года лишения свободы условно. Приговор вступил в законную силу.

2. Листовки (5)