07.09.2016 13:52
Рубрики
Закон
Теги
#суд
07.09.2016 13:52

Мораль и право

Почему необходимо участвовать в суде присяжных?

С июня 2018 года в районных и гарнизонных военных судах Иркутской области появится возможность рассматривать уголовные дела коллегией присяжных заседателей. Эта процедура существенно отличается от обычного судебного процесса, поэтому в Приангарье началось обучение судей работе с присяжными. Какие дела рассматриваются коллегией присяжных заседателей, кто может входить в ее состав? На эти и другие вопросы отвечает председатель Иркутского областного суда Владимир Ляхницкий.

– Владимир Владиславович, чем суд присяжных отличается от обычного процесса?

– Суд присяжных – совершенно открытый процесс. Состав коллегии формируют стороны. Участники процесса – обвинители, потерпевшие, подсудимые – имеют право задавать кандидатам в присяжные вопросы, могут выразить доверие или недоверие кому-то из кандидатов. Существует возможность немотивированного отвода, когда каждая из сторон вообще без объяснения причин может вычеркнуть кандидата, и судья обязательно должен исполнить это требование. Именно поэтому уровень доверия к сформированной коллегии присяжных заседателей высочайший – ни один профессиональный суд не имеет такого мандата доверия. Если присяжного избрали, значит, ему доверяют все – стороны обвинения, защиты, председательствующий судья.

– Кто формирует список кандидатов?

– Список кандидатов в присяжные заседатели составляется на основе списка избирателей Законодательным Собранием Иркутской области. Отбираются граждане в возрасте от 25 до 65 лет, которые не были судимы и отвечают иным требованиям, установленным Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

– Нужно ли быть юристом, чтобы стать присяжным заседателем?

– Участие в коллегии присяжных заседателей профессиональных юристов не приветствуется никем – ни сторонами, ни председательствующим суда. Потому что профессиональные юристы – это не совсем «суд народа». В суде присяжных не требуется точных юридических оценок, формулировок, важно обычное понимание добра и зла.

– Дела каких категорий может рассматривать суд присяжных?

– Список преступлений, по которым могут выносить вердикт коллегии присяжных, постоянно меняется. Первоначальная концепция предполагала, что суд присяжных будет работать по делам, указанным в Конституции Российской Федерации. Затем подсудность присяжных очень быстро начала расширяться – количество преступлений увеличилось до 51, в основном это были особо тяжкие преступления. Одно время присяжные заседатели на уровне областного суда даже рассматривали дела об оскорблениях. Сейчас коллегия присяжных практически рассматривает дела в основном только по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса «Убийство».

– Должны ли присяжные заседатели мотивировать вынесенное ими решение?

– Нет. Присяжным нужно решить только один вопрос: виновен подсудимый или нет. И вне зависимости от принятого вердикта никто не может требовать у них объяснений. Это профессиональный судья каждый свой вывод по уголовному или гражданскому делу обязан мотивировать. Поэтому иногда складываются объемные приговоры – по 100–150 листов каждый. Присяжный заседатель имеет преимущество даже перед самыми высокопоставленными чиновниками. Такими полномочиями, как у него, ни один орган, ни один субъект в нашей стране не наделен.

– Присяжные заседатели иногда принимают решения, которые противоречат нормам права. Несут ли они ответственность за тот вердикт, который вынесли?

– Присяжные не могут быть подвергнуты какой-либо ответственности за принятое решение. Этим они и отличаются от профессионального судьи, который в случае вынесения неправосудного решения или халатности может быть привлечен к дисциплинарной и даже уголовной ответственности.

– Может ли быть отменено решение, вынесенное коллегией присяжных?

– Если выяснится, что один из присяжных представил неверные данные о себе и ввел в заблуждение стороны, то это может стать основанием для отмены вердикта и нового рассмотрения дела. Такие случаи имели место. Например, Верховный Суд РФ отменил приговор, поставленный на основе вердикта присяжных, и направил дело на новое рассмотрение, потому что присяжный скрыл информацию о том, что лечился от наркозависимости. Поэтому мы и обращаемся постоянно к кандидатам с просьбой добросовестно сообщать о себе всю информацию во время отбора в присяжные заседатели.

– Может ли информация о личности подсудимого повлиять на мнение присяжного?

– Присяжные исследуют только обстоятельства совершенного преступления, а не личность. Информация о подсудимом (совершенных ранее преступлениях, например) до присяжных не доводится.

– На каком этапе обвиняемый может потребовать сформировать коллегию присяжных?

– Когда заканчивается предварительное следствие, человек знакомится с материалами дела. На этой стадии и в любой момент до назначения судебного заседания, когда дело поступает в суд, можно заявить об этом. Подсудимый может подать ходатайство в произвольной форме, даже устно. И никто не вправе требовать у него объяснений или отговаривать. Судья только должен разъяснить человеку особенности и последствия выбора такой формы судопроизводства. Если подсудимый с ними согласен, судье не остается ничего, кроме как удовлетворить ходатайство и назначить рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

Потом начинается отбор коллегии присяжных. Законодательное Собрание Иркутской области предоставляет списки кандидатов – это около 3 тыс. человек, которые соответствуют всем предъявленным требованиям. Специальная компьютерная программа произвольно выбирает претендентов, судья задает лишь количество нужных кандидатов. Создается предварительный список, кандидатам в присяжные заседатели рассылается уведомление с просьбой прибыть для участия в отборе коллегии.

– Существуют ли социальные гарантии для присяжных?

– Государство оплачивает труд присяжных – 700–800 рублей в день, проезд к месту осуществления правосудия и проживание.

– А как быть присяжному, если из-за участия в процессе появятся угрозы жизни и здоровью?

– Существует специальная программа защиты судей, прокуроров, следователей и присяжных заседателей. Человек пишет заявление с просьбой обеспечить безопасность. Проверяется, насколько реальна угроза, часто страхи бывают мнимыми. Но если опасность действительно существует, то защита будет обеспечена. К счастью, в Иркутской области необходимости в защите присяжных не возникало ни разу.

– Насколько сознательно жители нашей области относятся к предложениям попробовать себя в роли присяжного? Многие ли из вызываемых кандидатов приходят на отбор?

– Сегодня на отбор являются лишь около 10% вызываемых кандидатов. Это очень хороший показатель по сравнению с другими регионами страны, он свидетельствует о сознательности и ответственности граждан. Однако когда присяжные будут введены в районных судах, может возникнуть нехватка кандидатов. Не все понимают, что институт присяжных заседателей – это реальная возможность поучаствовать в строительстве нашего общества как правового и обратить внимание на проблемы, которые на первый взгляд кажутся неочевидными. Ценность присяжных в том, что они привносят человеческий фактор в разрешение дела. Присяжным дается право на непосредственное проявление морали. Они чувствуют несправедливость на уровне эмоций при изучении конкретного доказательства, разрешении вопроса о виновности.

Суд присяжных – это своего рода индикатор политической зрелости общества. Он показывает, насколько наши люди готовы объективно с точки зрения гражданской позиции, а не личных интересов, давать оценку тем или иным явлениям, происходящим в стране и регионе. Присяжный заседатель дает свою оценку не только преступному деянию, но и работе государственных органов – прокуратуры, органов следствия. Суд присяжных – это высочайшая планка. И если предполагается, что дело будет рассматриваться коллегией присяжных, то оно должно быть расследовано на высочайшем уровне. Должен быть высокопрофессиональный следователь, прокурор, профессиональный адвокат, порядочный судья. Для этого требуется определенный уровень развития общества. Вся система поневоле подтягивается под эти высокие стандарты. Мы должны работать так, чтобы люди верили в нашу работу бездоказательно. Чтобы приходя в суд присяжных, человек имел общее доверие к правоохранительной и судебной системам.