Тополя на Байкале

Роща реликтовых деревьев в Большом Голоустном нуждается в охранном статусе

Реликтовая роща серебристых душистых тополей рядом с поселком Большое Голоустное Иркутского района может в скором времени исчезнуть, если не придать ей статус природоохранной территории. Так считает глава поселковой администрации Татьяна Липская, да и другие жители Голоустного, которые любят бывать в этой рощице у речки, укрывшись от солнца и ветра. Для бурят же это и вовсе сакральное место.

Среди степей и каменистых холмов в районе Большого Голоустного, где на сильном ветру выживают редкие растения, было удивительно обнаружить рощу серебристых душистых тополей. Расположилась небольшая аллея на островах в дельте реки Голоустная. Буряты считают это место священным – пристанищем умерших, поэтому просто так сюда не ходят. Только для проведения обрядов.

– Это место запретное, – рассказывает местная жительница Валентина Пастухова, руководитель кружка бурятской культуры. – По нашим верованиям, здесь нельзя бегать, кричать, вредить деревьям. В этой роще мы не разводим костры, не играем, не хороводим.

По легенде первые тополя были посажены в честь рождения в одной из семей четырех мальчиков. Все сыновья прожили по 100 лет. Так появилась традиция у жителей улуса Хэнсэ – сажать тополя, когда рождался мальчик. Деревья были символом долголетия, здоровья и богатства. Но со временем этот обычай забыли. А тополиная роща разрасталась сама по себе, к ней присоединились верба и плакучая ива.

– Тогда люди обратились к великому шаману из рода Ятабая, что делать с этими тополями, – продолжила Валентина Пастухова. – И он им ответил, сколько простоят эти тополя, столько же времени проживет улус Хэнсэ. А то, что пошла молодая поросль, и деревья стали продвигаться к Байкалу вдоль реки – это очень хорошо. По словам шамана, как только роща соединится с озером, роду Хэнсэ придет счастье, край их просто зацветет. Поэтому мы, продолжатели этого рода, охраняем рощу, насколько это в наших силах.

Специалисты местного лесничества считают, что дельта реки Голоустная – благоприятное место для произрастания именно этого вида тополя, поэтому роща вполне могла появиться естественным образом. Как бы то ни было, сейчас она под угрозой вымирания. Сегодня это любимое место отдыха как местных жителей, не знающих о легенде или не верящих в нее, так и приезжающих на Байкал туристов. В итоге многие деревья погибли от разжигаемых рядом с ними, а иногда и прямо в их выпирающих наружу корнях, костров.

– Частично, конечно, это дело рук наших детей, которые любят купаться в речке и разжигают костры, чтобы согреться, – отмечает Татьяна Липская. – В школе мы им объясняем, что это место уникальное, но, видимо, одних бесед недостаточно. Хотя такого урона, как в последние 15 лет, никогда не было.

Глава поселения добавила, что с увеличением количества туристов следов пребывания людей в этой роще стало значительно больше. Сюда заезжают на джипах, квадроциклах. Самое страшное, что молодых порослей нет. Многие съедает скот местных жителей, но большая часть побегов гибнет под колесами.

– Тополиная роща очень нуждается в охране, – продолжила Татьяна Липская. – В 2013 году экологи провели масштабную работу по изучению рощи. После этого они обращались в различные инстанции, чтобы придать роще статус особо охраняемой территории. Но, к сожалению, ничего добиться не удалось. Поселковой же администрации с ее мизерным бюджетом просто не под силу собрать все необходимые документы для включения тополиной рощи в перечень охраняемых объектов. Одна только экологическая экспертиза стоит порядка 1 млн рублей.

Какую площадь занимает уникальное место, никто точно сказать не может. По разным оценкам, несколько гектаров. Возраст также называется приблизительный – около четырех веков. Во всяком случае, роща ровесница поселку, которому уже более 340 лет. Сколько здесь произрастает реликтовых тополей, тоже неизвестно. Экологи считали только самые большие деревья, диаметр ствола которых превышает метр. В итоге среди таких тополей оказалось только семь живых, 39 – полуживых, 11 засохших. Почти все погибшие или полузасохшие деревья имели следы пожаров.

Как отметил заместитель начальника Голоустненского лесничества Вадим Клименков, территория тополиной рощи входит в государственный лесной фонд, поэтому здесь и сегодня есть ограничения некоторых видов деятельности. Например, запрещено жечь костры, оставлять мусор. За правонарушения предусмотрена ответственность – вплоть до уголовной.

справка

По информации Иркутского отделения Российского социально-экологического союза, реликтовая роща душистого тополя находится на острове в дельте реки Голоустной. Это единственный на западном берегу озера Байкал массив старовозрастного тополиного леса. В травянистом ярусе реликтовой рощи сохранились редкие виды растений: фиалка Патрэна, овсяница дальневосточная и ирис кроваво-красный. Галечники островов дельты, соседствующих с рощей, служат местообитаниями еще более интересных растений – фиалки надрезанной, флокcа сибирского, щучки Турчанинова (байкальский эндемик). Роща интересна и своим птичьим населением. Здесь находят приют даурская галка, крупные нырковые утки (большой и средний крохаль). В мелких дуплах и трещинах стволов выводят птенцов полевой воробей и белая трясогузка. В одиночном старом тополе на островке рядом с рощей орнитологи как-то нашли гнездо серого скворца. Однако позже это дерево погибло. В данном районе все лето проводят негнездящиеся особи серой цапли, а в период миграций останавливаются различные виды пернатых хищников, включая краснокнижных орлов и соколов. Из других позвоночных животных особый интерес представляет монгольская жаба. Часть реликтовой рощи занимают заросли различных видов ив. Особую ценность имеют стравозрастные тополя. Даже самые старые из них, с мощными стволами, относительно низкорослы – не превышают 12–15 м (из-за сильных ветров).