Суровые романтики Приангарья

Монументальные полотна, лирические сибирские пейзажи и пафос великих строек – в галерее Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева открылась четвертая выставка проекта «Чтобы помнили…» Она посвящена памяти десяти иркутских художников разных поколений, оставивших яркий след в изобразительном искусстве Сибири и России. Всего на двух этажах галереи можно увидеть около 60 произведений живописи и графики из фондов музея и личных коллекций семей художников.

– Почти со всеми авторами, которые составляют золотой фонд изобразительного искусства Приангарья, я была знакома лично, – рассказала автор проекта, искусствовед Тамара Драница. – И, на мой взгляд, не справедливо, что многие иркутяне и даже студенты Иркутского художественного училища не только не видели их работ, но и не знают этих имен. Они были блестящими мастерами и достойными людьми, наверное, поэтому сумели особым образом, правдиво отразить эпоху, в которой жили. Познакомить с их творчеством современников – цель этого проекта.

Психологически достоверные портреты и лирико-эпические сибирские ландшафты, характерные для сибирского стиля, проникнутые особым жизнеутверждающим пафосом, позволяют отнести многих художников, представленных на выставке, к суровому романтическому стилю.

– В конце 1950-х годов, когда началась индустриализация Сибири, сюда «за туманами и за запахом тайги» хлынули строители и художники со всей страны, – рассказывает Тамара Драница. – Атмосфера преобразований и вера в лучшее будущее не могли не отразиться на их творчестве. И, возможно, эта вера их предала, но это не помешало им в свое время совершать трудовые и духовные подвиги. Эти люди были не только талантливыми художниками, но уникальными по своим личным качествам людьми. В этом суть сурового романтического стиля.

В экспозиции можно увидеть произведения живописца Василия Ольховика, которому исполнилось бы 100 лет. Работы Александра Шаталова, Глеба Богданова, Вальтера Фридемана, Клавдия Киц-Ковязина, Николая Опанасенко, Гелия Мамилова.

– Все эти художники по-своему уникальны, – считает Тамара Драница. – Возьмем хотя бы Николая Опанасенко. Он – удивительный феномен, оператор Восточно-Сибирской студии кинохроники, который создавал картины, не имея специального образования. Кроме того, он писал книги и сам делал переплет, который является высоким образцом типографского искусства. Их, кстати, тоже можно увидеть на нашей выставке. Или Гелий Мамилов – братский художник, которого можно назвать классиком иркутской графической школы.

На выставке представлены произведения Владимира Лапина, Владимира Адова, Геннадия Драгаева.

– Геннадий Драгаев – самый молодой из художников на этой выставке – принадлежал к течению раннего поставангарда, – отметила Тамара Драница. – Он не отрицал действительность, а принимая ее, переживал трагические моменты и все это выплескивал в своих работах. Другой автор есенинского склада – Владимир Лапин – оставил нам прекрасные лирические пейзажи. Словом, каждый из этих художников достоин того, чтобы его помнили.

Увидеть своими глазами суровых романтиков, лириков и поставангардистов иркутской школы можно будет до конца августа.