17.08.2016 12:56
Рубрики
Общество
17.08.2016 12:56

Пьяная езда не роскошь, а преступление

С начала 2016 года в Иркутской области судами вынесено 300 приговоров по уголовным делам, возбужденным в отношении водителей, которые повторно попались за езду в нетрезвом виде. Однако в основном назначаются обязательные работы с лишением права управления транспортным средством. Только 38 человек получили реальный срок.

За семь месяцев 2016 года в Иркутской области произошло 1784 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими (в 2015 году – 1691 ДТП). Из них 179 аварий с летальным исходом (за аналогичный период прошлого года – 207). Такие данные привел на круглом столе «Трезвый за рулем» инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Евгений Блинов. Он отметил снижение в этом году количества ДТП с участием мототранспорта – 176 аварий против 221 за аналогичный период прошлого года. Погибли 12 человек (21 – в 2015-м).

С начала года с участием водителей в нетрезвом состоянии произошло 186 ДТП (в 2015-м – 180). Еще в 55 авариях с пострадавшими водители отказались пройти медицинское обследование (в 2015-м – 65).

– Как правило, отказываются от медосвидетельствования именно пьяные, – считает Евгений Блинов. – В итоге если суммировать эти цифры, то в целом с начала года зарегистрировано 241 ДТП с водителями в нетрезвом виде. За семь месяцев прошлого года – 245. Всего же в этом году привлечено к административной ответственности 12 452 водителя в пьяном виде, что на 1 тыс. человек больше, чем за такой же период в 2015 году.

Инспектор добавил, что выявляемые в нетрезвом состоянии водители – в основном молодые люди до 30 лет. Хотя нередко встречаются и люди в возрасте, с приличным стажем вождения. Евгений Блинов отметил, что подразделения ГИБДД постоянно проводят работу по выявлению пьяных за рулем, в праздничные и выходные дни увеличивая плотность нарядов, приближая их к точкам массового отдыха, к питейным заведениям:

– В этом году Управлением ГИБДД по Иркутской области было инициировано 10 мероприятий, направленных на выявление водителей в нетрезвом состоянии, проведен анализ аварийности по региону. Также работают три передвижных лаборатории, которые участвуют в выявлении нетрезвых водителей. Особенно они помогают инспекторам в отдаленных территориях, где нет медицинских учреждений, в которых можно провести медицинское освидетельствование.

Евгений Блинов напомнил, что уже больше года прошло с того момента, как было ужесточено наказание за повторное выявление водителей в нетрезвом виде. Теперь им грозит достаточно большой штраф (200–300 тыс. рублей), либо обязательные работы (до 480 часов), либо лишение свободы на срок до двух лет. С начала 2016 года в Иркутской области выявлено 1138 нетрезвых водителей, которые попались повторно, возбуждено 941 уголовное дело. Остальные материалы на рассмотрении. Уже вынесено 300 приговоров по уголовным делам, однако, как признается инспектор, в основном судом назначаются обязательные работы с лишением права управления транспортным средством. Только 38 человек получили реальный срок.

Врач психиатр-нарколог Городского центра профессиональной патологии Владимир Рыбалко обратил внимание участников круглого стола на то, что многие водители, приняв на грудь, не задумываются о последствиях:

– Прежде всего в состоянии алкогольного опьянения замедляется реакция, снижается концентрация внимания. Алкоголь угнетает сознание. Но в малых дозах он может, напротив, способствовать увеличению двигательной активности, повышению настроения, потере критической оценки собственных способностей, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Светлана Захарова, и.о. директора автошколы Всероссийского общества автомобилистов, заметила, что водителям сегодня не хватает культуры вождения. Конечно, совесть привить невозможно, а вот объяснить, к чему приводит безответственность, преподаватели автошкол вполне способны. Представители мотосообществ рекомендовали учебным заведениям еще и наглядно показывать, например, груду металла – то, во что превратилась машина после аварии по вине нетрезвого водителя.

Участники круглого стола также заявили, что сегодня очень мало проводится пропаганды трезвого вождения. По их мнению, печальную статистику ГИБДД нужно постоянно выводить в массы, рассказывать в СМИ о ДТП, произошедших по вине пьяных водителей, об их наказании.

– Пропаганда ведется, но мне кажется, это проблема в целом общества, а не только системы ГИБДД, – парировал Евгений Блинов. – Поэтому все должны участвовать в пропаганде трезвого вождения: и госинспекция, и СМИ, и автошколы, и клубы автомобилистов, байкеров. Одним наказанием здесь не обойтись – нужно менять сознание людей.

Во время байкерского фестиваля «Байкальский берег», который прошел в начале августа под Иркутском, было проведено масштабное анкетирование его участников. 64% опрошенных в курсе, что грозит водителю, севшему за руль в пьяном виде, 46% заявили, что никогда не управляли транспортом в алкогольном опьянении, при этом 54% назвали хотя бы один эпизод пьяного вождения, хотя согласились, что это было безответственно с их стороны. Кроме того, большинство опрошенных подтвердили, что в последнее время пропаганда трезвого вождения стала убедительной, но недостаточной. 36% выразили надежду, что ужесточение наказания поможет изменить статистику в лучшую сторону.