Текст:
Юрий Михайлов
10.08.2016 10:46

Дороги – в приоритете

Какие трассы отремонтируют в Приангарье в этом году?

На автомобильных дорогах Приангарья – разгар строительных и ремонтных работ. От состояния магистралей, связывающих населенные пункты и промышленные районы, зависит успешное социальное и экономическое развитие региона. Поэтому обустройство и восстановление транспортных артерий – одно из приоритетных направлений работы региональной власти.

В целом, несмотря на сложное финансовое положение, из регионального и федерального бюджетов на развитие дорожного хозяйства Иркутской области выделено более 7 млрд рублей. Строительные организации ведут ремонтные работы на 14 участках автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения общей протяженностью более 35 км, сооружается более 66 км новых.

Выполнить работы, связанные с обустройством магистралей, необходимо в основном до конца октября. После их завершения жители десятков населенных пунктов получат возможность пользоваться надежным транспортным сообщением, улучшится снабжение товарами первой необходимости, доступнее станут услуги.

Качество – под контролем

По данным областного минстроя, сейчас ремонтные работы ведутся на участках, расположенных в Заларинском, Зиминском, Нукутском, Тайшетском, Чунском, Шелеховском районах области. У жителей этих муниципальных образований накопилось немало серьезных претензий к качеству дорог, по которым они добираются домой, ездят за покупками, навещают родственников. Их просьбы были учтены при составлении планов по приведению в порядок региональной дорожной сети.

В результате уже в этом году новое асфальтобетонное покрытие, уложенное на выравнивающий слой из щебеночной смеси, придет на смену обветшалой дорожной одежде на участках дорог Залари – Троицк – Черемшанка, Тыреть – Залари – Жигалово, Зима – Масляногорск – Верхнеокинский, Смоленщина – Введенщина – Чистые Ключи и других маршрутах.

Все дорожные работы контролируются специалистами по качеству. Они следят за укладкой специальной стеклосетки «Баймос», которая служит для повышения срока службы асфальтобетонного покрытия, укрепления обочин, устройства примыканий и нанесения разметки. Брак в работе недопустим, потому что каждая недоделка может привести к печальным последствиям для тех, кто будет пользоваться дорогами.

В самое ближайшее время географию ремонтных работ предстоит расширить. После проведения процедур по выбору подрядчиков начнутся дорожные работы еще на семи участках, расположенных в Баяндаевском, Боханском, Качугском, Осинском, Куйтунском, Черемховском районах.

Сквозное движение

В министерстве строительства, дорожного хозяйства также рассказали про автомобильную дорогу Тайшет – Чуна – Братск, где полным ходом идут работы по устранению последнего препятствия для открытия сквозного движения. На участке протяженностью 38 км досыпается земляное полотно, планируются откосы и нарезаются кюветы. Строители уже выполнили устройство дополнительного слоя основания из нерудных материалов, ведут работы по сооружению трех мостовых переходов.

Ликвидация грунтового разрыва на трассе Тайшет – Чуна – Братск позволит направить транспортный поток в северные районы области по прямому маршруту без захода в город Тулун. Это сокращает расстояние почти на 300 км, обеспечивает существенную экономию времени и материальных ресурсов. Дорога открывает возможность круглогодичной доставки грузов в порт Усть-Кут для последующей перевозки по маршрутам северного завоза.

Близится к завершению реконструкция автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир. На последнем гравийном участке протяженностью более 13 км ведутся работы по устройству дорожной одежды и укладке верхнего слоя из горячей крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси. По этой трассе пролегает один из самых популярных туристических маршрутов, ведущих к байкальскому побережью. Открытие движения по строящемуся участку протяженностью более 13 км в ноябре 2016 года сделает путешествие на Байкал более комфортным и безопасным.

В трудных условиях ведется капитальный ремонт автомобильной дороги Бодайбо – Кропоткин, которая связывает не только населенные пункты, но и действующие золотодобывающие предприятия. Дорожные работы развернулись на участке протяженностью 10 км и осложняются экстремальными климатическими условиями, дефицитом материалов для устройства земляного полотна.

Счет пошел на миллиарды

Семь миллиардов рублей превысил объем финансирования по линии Федерального дорожного агентства для проведения дорожных работ на федеральных трассах, проходящих по территории Иркутской области. Общая протяженность участков дорог, на которых в этом году будет выполнен ремонт и капитальный ремонт, составляет 260 км. Основной объем работ ведется на федеральной автомобильной дороге Р-255 «Сибирь» от Иркутска до границы с Красноярским краем.

До конца октября дорожным строителям необходимо завершить работы вблизи поселка Кимельтей, где производятся оптимизация продольного профиля дороги, замена асфальтобетонного покрытия, укрепление кюветов и устройство водосбросов. На участке трассы в Нижнеудинском районе дорожники восстановят и усилят дорожную одежду, проведут замену и ремонт водопропускных труб, установят дорожные знаки и металлическое барьерное ограждение.

На участке обхода Ангарска предусмотрена замена существующего асфальтобетонного покрытия, ремонт разделительной полосы и досыпка обочин. На мосту через реку Целота и на путепроводе необходимо произвести ремонт опор и бетонных поверхностей, восстановить элементы мостового полотна. В этом году будет сдан пятикилометровый участок в Тулунском районе. После реконструкции дорога будет соответствовать параметрам II технической категории. В ходе работ дорожники выполнили переустройство нефтепровода и опор ВЭЛ.

На федеральной трассе А-331 «Вилюй» работы по ремонту и капитальному ремонту развернулись на участках общей протяженностью 90 км. Работы рассчитаны на два года и позволят закрыть гравийные разрывы от Братска до Усть-Кута. В целом же привести трассу в нормативное состояние планируется до 2018 года.

Байкальское направление

Впервые за многие годы дорожные работы на автомобильной дороге Иркутск – Листвянка приняли такой размах, что впору говорить о втором рождении Байкальского тракта. После завершения работ на участке с восьмого по 12-й километр строители приступили к реконструкции трассы до 21 километра. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке из федеральной целевой программы «Развитие дальнего Востока и Байкальского региона» в размере около 1,7 млрд рублей.

Проект предусматривает разделение магистрали на две параллельные трассы с трехполосным движением, двойным покрытием асфальтобетоном и установкой барьерного ограждения. Будут сооружены четыре путепровода, развороты и примыкания ко всем населенным пунктам без пересечения прямого направления движения. На всем протяжении трасса будет освещена светодиодными светильниками, появятся остановочные пункты с тротуарами для пешеходов. Результатом реконструкции, которую планируется завершить в октябре 2017 года, станет обеспечение высокой скорости, комфорта и безопасности движения для 20 тыс. автомобилей в сутки.

Не осталась без внимания и федеральная автодорога Р-258 «Байкал», которая выполняет функции транзитного транспортного коридора с востока России на запад, и является важнейшей составляющей международного и межрегионального туристических маршрутов. Трасса изобилует резкими поворотами, крутыми спусками и затяжными подъемами. В этих условиях очень важно принять меры, чтобы оптимизировать скоростной режим, избежать возникновения трудных ситуаций. Решить эту задачу поможет устройство дополнительных полос для движения большегрузного автотранспорта. Такие полосы сооружаются справа и слева от основной магистрали на двух участках с 84-го по 91-й километр.

Кроме того, до конца года предстоит завершить реконструкцию путепровода через ВСЖД, расположенного на 96-м километре «Байкала». Прежнее сооружение перестало отвечать требованиям безопасности. Что касается нового путепровода, то его отличает увеличенный до 15 метров габарит проезжей части, а также особо прочное исполнение пролетного строения, для сооружения которого используется железобетон. Повысится качество и примыкающего участка автодороги.

Движение без опасности

Обязательным условием проведения ремонтных и строительных работ на федеральных трассах является обеспечение безопасности всех участников движения. Автобусные остановки и пешеходные переходы оборудуются системами автономного освещения, продолжается установка новых светофорных объектов. В зоне особого внимания находится качество дорожной разметки, для нанесения которой используется термопластик.

В ходе реконструкции для предотвращения аварийных ситуаций все шире используются новые технологии. Ведется установка постов автоматизированной системы метеорологического обеспечения. Она позволяет дорожным службам быстро реагировать на изменения погодных условий и оперативно очищать проезжую часть от снега и наледи. Что касается водителей, то они имеют возможность заблаговременно получить полную информацию о состоянии проезда по горному участку автодороги Р-258 «Байкал», благодаря установленному на обходе Иркутска специального информационного табло.

Для предупреждения нарушений скоростного режима на некоторых участках федеральной трассы устанавливаются знаки обратной связи с водителем. Они представляют собой электронные устройства, которые с помощью встроенного радара измеряют скорость приближающегося автомобиля и отображают его на табло, установленном на обочине.

Для повышения безопасности дорожного движения на участке Тулун – Братск автомобильной дороги А-331«Вилюй» выполнено тросовое ограждение, специальные экраны служат для предотвращения ослепления водителей светом фар встречного автомобиля.

Продолжение следует

Главные направления развития дорожного хозяйства Иркутской области определены специальной государственной программой, разработанной до 2020 года. Ее цель – превратить Приангарье в регион с современной транспортной инфраструктурой, действующей бесперебойно и безопасно.

Средства на реализацию поставленной задачи будут привлечены из федерального и регионального бюджетов, а также местных источников. Общий объем финансирования составит более 62 млрд рублей. За время реализации государственной программы в Приангарье предстоит построить и реконструировать около 413 км и капитально отремонтировать более 130 км автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области.

По оценке специалистов, темпы строительства в 2016 году соответствуют требованиям программы. На некоторых участках строители работают с опережением графика и готовятся к переходу на новые важные объекты. Более 300 млн рублей выделено из областного бюджета на реконструкцию автотрассы Качуг – Мыс – Кузнецы, протяженностью более 700 км. К двум с половиной миллиардам приближается стоимость работ по обеспечению надежного автомобильного сообщения по северной трассе, соединяющей город Бодайбо с портом Таксимо, а также транспортного маршрута, ведущего из Иркутска в Большое Голоустное. Обеспечено финансирование работ по капитальному ремонту на автодорогах в Аларском, Осинском, Качугском районах.

Ближайшая перспектива развития федеральных трасс на территории Иркутской области связана, прежде всего, с реализацией проектов обходов Нижнеудинска, Тулуна, Усолья-Сибирского. Строительство обходов позволит направить поток большегрузных автомобилей таким образом, чтобы миновать улицы этих городов. Тем самым увеличится скорость передвижения транспорта, повысится безопасность, улучшится экологическая обстановка.

Нуждается в реконструкции и магистраль Р-258 «Байкал». Разработаны три проекта, реализация которых позволит ликвидировать многие аварийные участки на оживленном транспортном направлении, даст возможность сделать федеральную трассу более комфортной и безопасной для проезда. При проведении работ будут использоваться самые современные материалы и технологии. Немаловажное значение имеет и бережное расходование средств – важнейшее требование в условиях сложной экономической ситуации.

Редакция благодарит за содействие в подготовке материала специалистов ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и ФКУ Упрдор «Прибайкалье».