Песни о войне и мире от молодого МХАТа

Три вечера свежих театральных впечатлений – с 11 по 13 июля на сцене ТЮЗа состоялись гастроли выпускников актерского факультета Школы-студии МХАТ. Студенты курса заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Рыжакова приезжают в Иркутск уже во второй раз при поддержке фонда «Вольное Дело» и компании En+ Group, в рамках фестиваля «Культурная столица», организованного компанией «ЕвроСибЭнерго».

– Мы рады вновь встретиться с благодарным иркутским зрителем, – отметил Виктор Рыжаков. – Однако для нас гастроли не только возможность показать себя, но и большая исследовательская программа, ведь нельзя говорить о России, не зная ее. За два года мы проехали всю страну от Калининграда до Владивостока, и наша картина мира становится все более внятной и выразительной.

Иркутяне тоже были рады встречи со вчерашними студентами Школы-студии МХАТ, которые получили дипломы 24 июня. На всех спектаклях были аншлаги. Зрители не жалели аплодисментов, ведь свежий взгляд на советскую классику и подкупающая искренность, свойственные юности, делали постановки по-настоящему современными.

Открыл гастроли спектакль «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Молодой латвийский режиссер Георгий Сурков превратил одну из самых востребованных пьес драматурга в современное шоу. «Клиповый монтаж» позволил вместить в одну короткую историю множество эпизодов разводов семейных пар, дела которых рассматриваются в суде. Действие быстро сменяется музыкальным номером – инструменты для импровизированного ВИА установлены прямо на сцене – или дискотекой, что вполне соответствует современному ритму жизни. Руководит шоу обаятельный ведущий, который часто в стихах анонсирует следующий сюжет, он же дает главной героине, которая страдает от неблаговидного поступка, совет: «Лучше не думать о том, что неприятно». Этот совет звучит как девиз сегодняшнего времени. Однако в финале становится понятно, что попытка заглушить чувства не спасает героев от внутренней пустоты и от еще более сокрушительных страданий при потере настоящей любви.

Спектакль «Платонов. Встреча первая» в постановке Виктора Рыжакова, который МХАТовцы сыграли во второй вечер прямо на сцене, имеет еще более доверительную интонацию. Перед глазами зрителей также проходит множество судеб. Герои спектакля раскрывают перед зрителями самые сокровенные уголки своей души. И такие приемы, как ирония, отстранения, элементы гротеска только усиливают впечатление от хорошей актерской игры. Поэтому ты, не задумываясь, веришь, когда взрослый юноша вдруг становится пятилетним мальчишкой, а цветущая девушка перевоплощается в умирающую старуху. Каждого из них, несмотря на порой чудовищные обстоятельства, объединяет стремление выжить, продолжиться в будущих поколениях и сохранить жизнь своих детей.

– Эта работа сделана на основе 12 рассказов Андрея Платонова – автора, которым мы занимались три года, ведь он является для нас одним из важнейших русских писателей, – рассказал режиссер. – Дело в том, что он положил начало новому языку в литературе и придумал свою особую интонацию, позволяющую услышать всю глубину человеческого существа.

Эта постановка, как и первая, пронизана музыкой и песнями, а финальный спектакль этих мини-гастролей и вовсе лишен прозаического текста. «Современный концерт» – это попытка рассказать о XX–XXI веке через главные песни, которые пели люди.

– Это рифма к нашему «Несовременному концерту», который мы в прошлом году представляли в Иркутске, – рассказал Виктор Рыжаков. – Дело в том, что, когда шлягеры прошлого, которые пел весь мир, перепевают 20-летние юноши и девушки, возникает некое единство времени, и они звучат так современно, как будто написаны сегодня. Парадоксально, что мир постоянно воюет, а наряду с этим – человек летит в космос, рушится Берлинская стена, и люди бесконечно поют о любви. В этом гармония, война и мир, любовь и ненависть – все в жизни неотделимо одно от другого.

После возвращения в Москву ребята решили не расставаться, а организовать собственную театральную компанию «Июль-ансамбль», площадкой для которой на ближайшие три года станет Центр им. Вс. Мейерхольда в Москве.