Лики Востока в художественном музее

Произведения искусства Индии, Китая, Японии и Монголии XIX–XX веков можно увидеть на выставке «Многоликий Восток» в главном здании Иркутского художественного музея. Она продолжает проект «Открываем запасники», который уже представил иркутянам малоизвестные работы из фондов музея «Европейских мастеров XVII – начала XX века».

– Выставка отмечена яркой образностью и национальным колоритом, – подчеркнула главный хранитель музея Анна Парфененко. – Ее цель – познакомить с современным искусством разных стран Востока и показать преемственность традиций. Каждая из этих стран обладает своим неповторимым искусством, которое развивалось на протяжении многих тысячелетий, но и в творчестве современных авторов мы видим черты, присущие более ранним периодам.

Напомним, что основные шедевры восточной коллекции представлены в постоянной экспозиции музея. Однако многие, из произведений на этой выставке впервые показывают широкой публике. Всего в центральном зале музея можно увидеть более 50 экспонатов, среди которых: живописные полотна, культовая скульптура, мелкая пластика, украшения из серебра, китайские свитки, танка, индийские сари, японская керамика и многое другое.

– Коллекция начала собираться более века назад, когда члены Русского географического общества стали ездить из Иркутска в экспедиции по странам Востока, – пояснила Анна Парфененко. – В 1930-е годы экспонаты передавались из Государственного музейного фонда, а в 1940-е в Иркутске работала комиссия, выявлявшая произведения искусства среди бывшего имущества иркутских купцов, которое вместе со зданиями досталось различным организациям. Коллекции пополняются и по сей день разными способами. Часто художники, чьи выставки работают в музее, дарят нам свои работы.

Среди наиболее интересных экспонатов традиционные пейзажи «горы-воды», это, пожалуй, наиболее важный жанр в китайской живописи. Они представляют не просто изображение конкретного места, а несут в себе философский смысл, ведь в символическом ключе горы и воды – это взаимодействие темного и светлого, мужского и женского.

– Свитки выполнены в традиционной манере, которая в переводе с китайского означает «живопись идеи», когда пейзаж пишется густыми красками, обобщенно, давая зрителю возможность домысливать образ и тем самым становиться соучастником творческого процесса, – рассказала Анна Парфененко. – На другой стене можно увидеть два изображения бамбука – символа сильного человека, впитывающего мудрость жизни. Одна работа современного китайского автора, а вторая выполнена неизвестным художником XIX века.

На выставке можно сравнить и принципы, которые заложены в основе создания произведений искусства в разных странах Востока. Например, внимательно разглядев керамику Японии и Китая.

– Вот работы японских мастеров фарфора – лаконичные, лишенные избыточного декора, ведь в этой стране считается, что чем проще вещь, тем она совершеннее, – пояснила Анна Парфененко. – А в Китае, чем сложнее вещь, тем она лучше, интереснее. Это можно увидеть на примере традиционного китайского ажурного фарфора.

Преемственность традиций также показывают представленные здесь буддийские танки и пейзажи в стиле «могол зураг» – жанре современной живописи, которая впитала в себя иконографические традиции. Схожесть прослеживается и в принципе построения композиции, когда зритель смотрит на изображение как бы сверху, и в специфических деталях. Колоритным акцентом выставки стали индийские сари и серебряные украшения XX века.

– Изготовление ювелирных изделий в Индии имеет древние традиции и интересную историю, – пояснила Анна Парфененко. – Обычно индийская женщина каждый день носила на себе до трех килограммов украшений. Это было социально оправдано, ведь когда с ней разводился муж, она должна была уйти в том, что есть на ней.

Следующая выставка из цикла «Открываем запасники» будет посвящена искусству советского периода. Увидеть «Многоликий Восток» можно будет до 7 августа. После выставки светочувствительные произведения из бумаги и ткани будут отдыхать в запасниках не менее года.