Керамическая мистика

Работы художников из семи стран представлены в Иркутске

Сотворение из глины – это своего рода таинство, легенды и мифы многих народов гласят, что первые люди были созданы именно из этого материала. Участники V международного симпозиума художественной керамики «Байкал-КераМистика» создали из глины, шамота, фарфора, фаянса и каменной массы целый мир, вдохновляясь природой и энергетикой острова Ольхон, небольшой уголок которого с 20 июня по 4 июля стал мастерской для 23 художников из Индии, Латвии, Турции, Великобритании, Монголии, Бразилии и России. Результаты своего творчества они представили в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

– Эта великолепная выставка показывает слияние мировых и локальных течений современного искусства, – отметил на открытии известный омский искусствовед Владимир Чирков. – Я считаю, что тенденции глобализма должны быть уравновешены влиянием культур, которые веками живут на нашей земле, тогда они будут гармонизировать друг друга. Когда же на священном Ольхоне собираются люди со всего мира, это значит, что мы находимся во встречном движении.

Фантастические раковины «Путь к солнцу» мастера керамики из Латвии Элины Титани, разноцветный автобус, который сулит «Путешествие в запредельное» индийского автора Шринии Чоудхури, похожие на осиные гнезда «Существа» бразильского художника Розаны Бортолини… В этих произведениях современное искусство встречается с традиционным, а заодно – раскрываются богатые возможности этого материала. И хотя современные художники уже давно доказали, что керамика – это высокое искусство, оказывается, так было не всегда.

– В 1964 году в Иркутском училище искусств впервые было открыто отделение керамики, куда я и поступила, – вспоминала на открытии директор Иркутского художественного училища Людмила Назарова. – В основном нас учили делать посуду и напольные вазы. Образная керамика только зарождалась, да и то в столице. Когда я закончила училище, мне все время казалось, что керамика способна на большее, ведь с помощью этого пластичного материала можно выражать человеческие чувства и создавать удивительные образы. Уверена, что именно керамика сделала из человека творца, когда он впервые взял кусочек глины и начал созидать. Но в Союзе художников нас тогда называли горшечниками. Сегодня все иначе, и это произошло во многом благодаря усилиям таких людей, как Татьяна Ерошенко и Сергей Пуртян.

Именно эти авторы являются организаторами и идейными вдохновителями симпозиума «Байкал-КераМистика». Напомним, что художественный проект проводится при поддержке министерства культуры Российской Федерации, Союз художников России, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Его целью является популяризация этого вида искусства, а в перспективе – открытие музея современной керамики. Ведь для этого есть все: земля, художник-архитектор, который безвозмездно сделает проект, и даже экспонаты, ведь многие авторы оставляют свои работы в Иркутске. Теперь нужно только найти средства.

– «Байкал-КераМистика» – удивительный проект, который питает любовь к керамике и одна из самых ярко развивающихся инициатив в Иркутской области, – считает председатель регионально отделения Союза художников России Наталья Сысоева. – И это событие не местного, а глобального масштаба, ведь благодаря этой задумке, керамика достигает высот современного изобразительного искусства. Это не первая выставка, которая потрясает нас талантливыми экспонатами, и хочется, чтобы у нас наконец-то открылся музей современной керамики, ведь нам, действительно, есть что показать.

В этом году проект впервые объединил участников взрослого симпозиума и студенческого проекта, что обогатило выставку новыми формами. Кроме того, к традиционным материалам, таким как глина и шамот, добавились фарфор и каменная масса, которые расширили палитру пластических возможностей. Всего художники использовали 500 кг материала, который обрел новую жизнь. Кстати, многих художников вдохновил и сам Байкал. Например, Алена Заруцкая из Новосибирска в своей композиции «Пастухи», изобразила ольхонских коров, а Татьяна Николаенко из Санкт-Петербурга создала целую «Флотилию» со скалой Шаманкой, чайками и местными жителями.

– Байкал оказал влияние, прежде всего, на русских художников, ведь зарубежные авторы обычно выбирают себе какое-то одно направление и в нем работают, благодаря чему они и узнаваемы – отметила Татьяна Ерошенко. – Однако благодаря обмену опытом произошло еще и взаимное обогащение навыков участников.

Так после мастер-класса индийской художницы Шринии Чоудхури, которая обучила созданию кракле-эффектов на глине, Татьяна Ерошенко поняла, как ей сделать иссушенную землю для своей работы «Долгожданный дождь». А опыт бразильской художницы Розаны Бортолини, которая много лет изучала осиные гнезда из глины и теперь делает арт-объекты в этой технике, повлиял на работу монгольского художника Сукхбурен Наранкхуу. Он создал композицию, где из кокона в стиле работ Розаны Бортолини рождается женщина, созданная уже в его воображении.

– Керамика, как наиболее древний вид искусства, имеет особое дыхание природы, – отметила на открытии искусствовед Тамара Драница. – Эти работы отличает национальный колорит и абсолютное чувство меры и вкуса, в каких бы конструктивных и абстрактных формах не создавали авторы.

Выставка будет работать до 10 августа.