Законы июньского призыва

Вторая июньская сессия Законодательного Собрания Иркутской области завершила весенний сезон парламентской деятельности. Депутаты под председательством спикера Сергея Брилки подчистили законодательное поле, отправив на подпись губернатору ряд законопроектов, откладывать принятие которых на осень они сочли нецелесообразным.

Льготы для старшего поколения

Закон о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, принятый два года назад, до сих пор вызывает много споров. Депутат Сергей Бренюк даже предложил наложить на него полугодовой мораторий, чтобы тщательно разобраться в ситуации, сложившейся с капремонтом. Но закон, принятый на основе федерального, не может себе позволить уйти даже на краткосрочный отдых, и потому инициатива была отклонена.

Тем не менее депутаты настойчиво искали возможность облегчить бремя исполнения закона для малообеспеченных слоев населения. Для этого еще на предыдущей сессии ЗС был принят в первом чтении законопроект о дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, обретший на последнем пленарном заседании законодательную силу. Первая его новелла устанавливает 50% компенсацию для одиноко проживающих неработающих собственников жилья, а также в составе семьи из неработающих пенсионеров при достижении ими 70-летнего возраста. А вторая новелла дает право на 100% компенсацию тем собственникам, кто достиг 80 лет при тех же условиях.

Для облегчения пользования данной льготой исключается необходимость ежегодного подтверждения права на предоставление компенсации. Более того, закону предана обратная сила, и все собственники жилья имеют право получить компенсацию за уже уплаченные за январь-июнь текущего года взносы.

Ряд поправок, продиктованных изменениями в Жилищный кодекс РФ, был внесен и в сам закон о капитальном ремонте. Одна из них предусматривает возможность передачи функций технического заказчика органам местного самоуправления. Это позволит тщательнее подойти к отбору нуждающихся в ремонте домов, поскольку на местах владеют более точной информацией о состоянии своего жилого фонда. Правда, на сегодняшней день лишь крупные муниципальные образования обладают специалистами, способными провести нужное обследование многоквартирных домов.

Также в перечень работ по капитальному ремонту добавлены услуги по техническому обследованию дома и проведению экспертизы проектной документации и сметной стоимости. Предполагается, что проведение технического обследования позволит выявить скрытые дефекты конструкций многоквартирного дома, незаметные при визуальном осмотре, и с большей точностью определить необходимый объем работ, выявить неремонтопригодные дома, которые будут признаны аварийными и исключены из программы.

Ряд депутатов засомневались: а не лягут ли эти дополнительные слуги лишним бременем на плечи собственников жилья. Но как успокоил генеральный директор фонда капремонта Денис Быков, это практически не отразится на величине взносов, тем более что экспертиза сметной стоимости будет проводиться только по желанию самих собственников жилья.

Корпорация развития получила неуд

Созданное в сентябре 2013 года, т.е. с момента начала работы Законодательного Собрания второго созыва, АО «Корпорация развития Иркутской области» рассматривалась как инструмент для привлечения в область масштабных инвестиций, способных придать экономике региона новый импульс.

Шло время, но никаких новых инвестпроектов не появлялось, а выделенные на эти цели 1,9 млрд рублей лежали без движения. Депутаты уже не раз пытались получить объяснения на этот счет, но сделать это было довольно сложно: за два с половиной года у корпорации сменились шесть руководителей. Спросить было просто не с кого.

Исчерпав терпение, парламентарии потребовали у корпорации отчета на заседании комитета по собственности и экономической политике, а не удовлетворившись отчетом, вынесли вопрос на обсуждение сессии.

Судя по объяснениям заместителя генерального директора корпорации Анатолия Коляды (сам директор пребывает в отпуске), функции, которые возлагались на корпорацию, носят некоммерческий характер, а она была создана как акционерное общество, цель которого – извлечение прибыли. В итоге вместо работы с инвесторами она по большей части занималась приобретением ликвидных активов типа угольного разреза и заемными операциями. Главное достижение – размещение вверенных 2 млрд рублей по разным банкам для исключения возможных потерь в случае банкротства кредитного учреждения, что, в общем-то, является элементарной финансовой предосторожностью.

Как выяснилось, в корпорации до сих пор не разработан механизм ее деятельности. По сути, лишенная самостоятельности, она лишь готовит предварительные заключения по представленным инвестиционным проектам, передавая их на окончательное рассмотрение в областное министерство экономического развития. Через ее руки, как утверждает зам. директора, прошло два десятка проектов, но не один пока не заинтересовал министерство.

Чтобы все-таки выполнить возложенную на корпорацию миссию и оправдать свое существование, два месяца назад при ней было создано дочернее предприятие – автономное некоммерческое общество «Агентство инвестиционного развития Иркутской области», которое, как рассказал Анатолий Коляда, будет оказывать поддержку инвесторам, заниматься сопровождением и презентацией их проектов. Правда, напрашивается вопрос: а для чего тогда нужна сама корпорация, не выстраивается ли в этом случае, по словам вице-спикера, председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой, пирамида, требующая на свое содержание немало денег из бюджета?

И таких вопросов у депутатов оказалось много. Под их давлением Анатолий Коляда вынужден был признать, что два с половиной года потрачены попусту, и свою деятельность корпорация начинает практически с нуля.

Депутаты оценили работу корпорации как неудовлетворительную. Завершая обсуждение, Сергей Брилка сказал, что основная цель деятельности корпорации – создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка проектов – не достигнута.

– Доходы, которые получены за счет вкладов фонда корпорации на банковские депозиты, это не усилия самой корпорации, а обычный финансовый механизм.

Парламентарии дали корпорации два месяца отсрочки, предложив уже в сентябре предоставить Законодательному Собранию готовые инвестиционные проекты.

Кто хозяин в сибирской тайге?

Завершилась сессия принятием двух депутатских запросов. Авторами одного из них, адресованного губернатору Сергею Левченко, стали депутаты фракции ЛДПР Олег Кузнецов, Дмитрий Ершов и Георгий Любенков. Они предупреждают, что в Усолье-Сибирском назревает чрезвычайная ситуация с неудовлетворительным состоянием сетей электроснабжения, в том числе и тех, которые питают тепловые и канализационные станции. В случае аварии они будут отключены, поскольку резервной системы электроснабжения в городе не существует.

Второй запрос направлен в адрес председателя областного правительства Александра Битарова. Депутат Михаил Щапов обращает его внимание на принятие неотложных мер по прекращению нелегальной деятельности на территории области китайских компаний и аффилированных с ними предприятий.

По информации депутата, значительная часть лесного бизнеса находится под контролем китайских предпринимателей, вывозящих ежегодно из страны около 20% древесины в обход российского законодательства, в том числе по поддельным документам. Для участия в незаконных рубках привлекаются как выходцы из Китая, так и местное население, вынужденное соглашаться на любые условия из-за высокого уровня безработицы в экономически депрессивных районах.