Два «принца» и двое нищих

«Совсем пропащий», СССР, 1973 г.

Режиссер: Георгий Данелия

В ролях: Роман Мадянов, Феликс Имокуэде, Владимир Басов, Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Ирина Скобцева, Иван Рыжов, Андрей Файт

В 1973 году Георгий Данелия поставил один из самых «американских» советских фильмов – чрезвычайно аутентичную (пусть и сильно сжатую) экранизацию романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». В заглавную роль как влитой вписался популярный ныне Роман Мадянов, уже тогда отличавшийся умелостью и упитанностью.

Последняя четверть XIX века, американская провинция, дом обеспеченной вдовы Дуглас (Ирина Скобцева). За обеденным столом томится десятилетний мальчик Гекльберри Финн (Роман Мадянов) – его, бывшего оборванца, добрая женщина усыновила вследствие событий, описанных в романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Однако Геку недолго придется задыхаться в узко застегнутом накрахмаленном воротничке и произносить молитву над каждым куском хлеба, который хочется запихать в рот. Демонический отец Гека (Владимир Басов) – бомж, пропойца и преступник – позавидовал сладкой жизни родного дитяти да решил умыкнуть его из вдовушкиного дома прямиком в свою отдаленную лесную хижину.

После того как папаша в припадке белой горячки чуть не убивает Гека, тот от отца сбегает и встречается в лесу с негром Джимом (Феликс Имокуэде), который тоже улизнул из дома вдовы Дуглас. Вместе они строят плот, чтобы спускаться на нем по славной Миссисипи в поисках лучшей участи. Однако вскоре к ним в компанию навязывается пара мошенников – старый Король (Евгений Леонов) и молодой Герцог (Вахтанг Кикабидзе). Так приключенческая книга для детей оборачивается плутовским романом, а экранизация американского шедевра начинает сильно отдавать еще одной версией советских «Двенадцати стульев».

Когда Георгий Данелия на пару со своей внебрачной пассией Викторией Токаревой написал сценарий к комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971), стало ясно, что их роман обречен быть служебным: слишком уж хороший материал получился. На самом деле после несказанно удавшихся «Джентльменов» московско-грузинский режиссер сочинит с будущей известной писательницей всего лишь два сценария – к фильмам «Совсем пропащий» и «Мимино» (1977). «Джентльменов удачи» и «Мимино» русские зрители полюбят навсегда, а вот о «Совсем пропащем» уже через несколько лет после премьеры не смогут и вспомнить.

Что, разумеется, чертовски несправедливо. «Совсем пропащий» был и остается не просто одной из лучших экранизаций «Гекльберри Финна» (что в семидесятых признавали даже американцы), но и одним из лучших советских роуд-муви. Ибо «дорожное кино» – сугубо штатовский жанр, а Данелия справился с ним так, будто до этого поставил в Голливуде не менее дюжины вестернов о Войне Севера и Юга и ее последствиях.

Правда же в том, что «Совсем пропащий» – всего лишь пятая самостоятельная постановка режиссера, который до этого снимал только лирические («Я шагаю по Москве»), сатирические («Тридцать три») и грузинские («Не горюй!») комедии. Исключение составляла разве что морская киноповесть «Путь к причалу» (1962), но и этот фильм даже самые большие поклонники Данелии припоминают в последнюю очередь.

Что ж, «Гекльберри Финн» – конечно, не «Остров сокровищ» и не «Два капитана»: роман Марка Твена тоньше и лучше обычных приключенческих книжек. А Данелия кроме того убрал из своей лаконичной экранизации почти все то, что было связано с неожиданными поворотами сюжета, – от чересчур многообразных событий, описанных Твеном, в его фильме осталась, по сути, лишь общая атмосфера. Убрана вся сюжетная линия с Томом Сойером (ввиду чего режиссер заканчивает свое повествование задолго до того, как это сделал писатель), ликвидированы все чисто «развлекательные» сцены из первоисточника; словом, оставлены без внимания те самые «приключения», которые заявлены в заголовке романа.

Зато линия Короля и Герцога проработана подробнейшим образом: почти не приходится сомневаться, что Данелия взялся за данную постановку лишь ради удовольствия свести в комическом дуэте двух своих любимейших актеров – Евгения Леонова и Бубу Кикабидзе. Надо сказать, это того стоило – пожалуй, настолько сочным и естественным Королю да Герцогу позавидовал бы сам Марк Твен. Данелия по сей день считает, что Герцог – лучшая роль Кикабидзе, даром что Вахтанга здесь (по понятным причинам) озвучивал Леонид Каневский.

Остальные участники съемочной группы «Совсем пропащего» тоже привычны для Данелии. Оператором вновь значится великолепный Вадим Юсов, а композитором – блистательный Андрей Петров. Одиннадцатилетний Роман Мадянов, из которого получился отменный Гек Финн, к девяностым вырастет в одного из лучших отечественных актеров – и сыграет, в частности, в паре поздних картин Данелии.

Выдающиеся режиссеры часто снимают вроде бы сугубо для себя, по-своему, как им удобно, а в итоге рождается объективно прекрасное произведение для всех. «Совсем пропащий» очень глянулся американским критикам и участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля (где к Данелии, впрочем, отнеслись сдержанно, поскольку ждали Тарковского с «Зеркалом»). А великий режиссер и пылкий армянин Сергей Параджанов так и вовсе считал данную работу своего грузинского коллеги стопроцентным шедевром.