Бюджет-2015 прибавил в весе

Июньская сессия Законодательного Собрания под руководством Сергея Брилки оказалась самой длинной в минувшем парламентском сезоне – она длилась около 10 часов. За это время было рассмотрено 26 законопроектов и принято столько же постановлений, касающихся широкого круга вопросов.

Студенты получат военную специальность

Началась сессия с внепланового вопроса, инициатором которого стал и.о. ректора ИРНИТУ Александр Афанасьев. Он предложил вернуться к прежней практике обучения студентов военным специальностям и рассмотреть возможность создания на базе технического университета военной кафедры, а в дальнейшем и межвузовского военного факультета. По его словам, это отвечает политике государства в области подготовки обученного резерва.

Инициативу поддержали общественные и ветеранские организации. В своем выступлении председатель Иркутской областной общественной организации ветеранов Афганистана и участников боевых действий Владимир Кобзарь напомнил, что еще в 2013 году президент страны предложил изменить систему военной подготовки в вузах, дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующих сборов военную подготовку и получить военную специальность.

– Это позволяет готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным специальностям, прежде всего техническим, при этом не призывая их в Вооруженные силы.

По его словам, заинтересованные регионы, в том числе и соседние с Иркутской областью, уже создают межвузовские центры военной подготовки на базе военных кафедр. Создание таких центров планируется завершить к сентябрю 2016 года, и следует спешить, чтобы не оказаться за бортом.

Депутаты поручили председателю ЗС Сергею Брилке подписать обращение Законодательного Собрания в адрес председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о целесообразности создания на базе ИРНИТУ, имеющего многолетний опыт подготовки специалистов по военно-учетным техническим специальностям на военной кафедре. Это позволит повысить уровень военно-патриотического воспитания студентов и создать резерв военных кадров, готовых выполнять воинские обязанности в суровых сибирских условиях.

Финансовый урожай на бюджетном поле

На июньскую сессию были вынесены два главных финансовых документа: исполнение бюджета за 2015 год и наполняемость текущего. Как мы уже сообщали, доходы бюджета-2015 превысили доходы предыдущего года на полтора миллиарда рублей и составили 104,4 млрд рублей, а расходы достигли 113,3 млрд рублей.

Одно из достоинств исполненного бюджета, как отметила министр финансов Наталия Бояринова, сохранить государственный долг области на экономически безопасном уровне. На 1 января текущего года он составил 21,1 млрд рублей, являясь одним из самых низких среди субъектов СФО.

Депутат Игорь Гринберг заметил, что размер госдолга Красноярского края в четыре раза больше. Однако уровень жизни там нельзя назвать низким.

Министр финансов согласилась: действительно, у соседей госдолг достиг 84 млрд рублей. Более того, у 14 субъектов РФ долг превышает собственные годовые доходы. Нарастить заимствования дело нехитрое, вот только стоит ли это делать? Только на обслуживание коммерческого долга в прошлом году области пришлось выложить почти 800 млн рублей. В этом году эта цифра, скорее всего, возрастет вдвое, отметила министр:

– Мы и так по сравнению с 2014 годом нарастили госдолг на 10 млрд, практически вдвое. Сделано это было сознательно, чтобы направить эти деньги на строительство объектов социальной культуры. Не нужно забывать, что рост госдолга очень жестко контролируется российским Минфином: за превышение они лишают права получения дешевых бюджетных кредитов и одномоментно требуют возвращения ранее выданных. А нами взято, между прочим, 6,4 млрд рублей таких кредитов.

После одобрения исполнения бюджета прошлого года парламентарии приступили к рассмотрению изменений, вносимых областным правительством в бюджет-2016.

Но и июнь не особо оправдал надежд. Как сообщила Наталия Бояринова, фискальными органами с учетом неблагоприятных изменений на сырьевом и валютном рынках дан очень консервативный прогноз поступления основного источника доходов бюджета – налога на прибыль. Он почти на полтора миллиарда ниже цифры, утвержденной в годовом бюджете. К тому существует угроза возврата 3,7 млрд рублей, переплаченных по налогу на прибыль крупнейшими налогоплательщиками. Поэтому, по словам министра финансов, сегодня нет резервов по увеличению этого доходного источника.

Оценив возможности других источников, главным образом НДФЛ, правительство предложило увеличить собственные доходы на 1,5 млрд рублей. Еще 2,3 млрд рублей поступило из федерального бюджета. Но эти деньги целевые, направляемые в регион на исполнение таких федеральных обязательств, как поддержка сельскохозяйственного производства, обеспечение льготными лекарствами отдельных категорий граждан, приобретение жилья для детей-сирот и т.п. В общей сложности доходная часть бюджета возрастет до 105,4 млрд рублей.

Расходы запланированы в размере 113,5 млрд рублей. На социальные выплаты будет дополнительно направлено 825,4 млн рублей, субвенция на образование вырастет на 595,2 млн рублей, 469 млн рублей предлагается добавить компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, оказывающим коммунальные услуги населению.

Значительные средства выделяются на завершение и продолжение строительства социальных объектов, в частности школ в поселке Анга Качугского района, в поселке Нерха Нижнеудинского района, в поселке Усть-Ордынском Эхирит-Булагатского района, а также в городах Черемхово, Саянск и Иркутск. Кроме того, 90 млн будет направлено на завершение строительства больницы Боханского района.

Отвечая на упрек депутата Ильи Сумарокова в том, что областной АПК обошли, не выделив обещанной дополнительной поддержки в размере 952 млн рублей, министр финансов сказала, что законопроектом предусматривается увеличение финансирования отрасли на 524 млн рублей за счет федеральных средств. К тому же программа поддержки сельского хозяйства единственная, которая не подверглась сокращению при уточнении бюджета. А свое обещание правительство постарается выполнить при осенней корректировке бюджета.

Как выяснилось в ходе обсуждения, в бюджете нет денег на оснащение медицинским оборудованием отремонтированного палатного корпуса областной больницы. А требуется немалая сумма – 232 млн рублей. Вице-спикер ЗС, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин предложил использовать средства Корпорации развития. По его мнению, при нынешнем дефицитном бюджете нерационально вот уже третий год держать на банковских депозитах 1,9 млрд рублей, предназначенных для реализации инвестиционных проектов. «Развивать высокотехнологичную медицину – это самая главная инвестиция, инвестиция в здоровье человека».

Депутат Геннадий Истомин придерживался на этот счет другой точки зрения. Он считает, что ни в коем случае нельзя трогать фонд Корпорации развития, поскольку он обеспечит будущее экономическое развитие области.

– Другое дело, что правительство должно заставить Корпорацию работать как следует. Мириться с ее бездеятельностью больше нельзя. Наш комитет по собственности и экономической политике планирует в конце июня тщательно рассмотреть результаты деятельности Корпорации развития.

Принятая в первом чтении новая редакция бюджета-2016 была рассмотрена во втором чтении на заседании комитета по бюджету ЗС под председательством вице-спикера Натальи Дикусаровой. По инициативе депутатов в нее был внесен ряд дополнений: выделены средства на ремонт роддома в Усолье-Сибирском и больниц в Бирюсе и Усть-Уде, а также на капремонт школы в поселке Магистральном Казачинско-Ленского района и двух школ в Черемхово. С этими поправками законопроект был принят в окончательном виде.

Расходы на капремонт

В первом чтении на сессии был рассмотрен проект закона «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Как рассказал вице-спикер областного парламента, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин, предлагается установить компенсацию для одиноко проживающих неработающих собственников, достигших возраста 70 лет, и для собственников, также достигших возраста 70 лет, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих пенсионеров. Для них размер компенсации составит 50%.

Для тех собственников, кто одиноко проживает или проживает в составе семьи неработающих пенсионеров, и чей возраст превышает 80 лет, размер компенсации составит 100%. Право субъектов по возможности установления таких мер поддержки определены в Жилищном кодексе РФ. По данным муниципальных образований, в Иркутской области проживают 9353 человека, относящихся к данным категориям граждан.

– Это долгожданный законопроект. Есть люди старшего поколения, которые не вошли в число получателей льгот, установленных на федеральном уровне, и которые нуждаются в мерах поддержки со стороны региона, – отметил Андрей Лабыгин.

Он отметил, что при рассмотрении проекта закона во втором чтении планируется скорректировать дату вступления в силу закона, в частности, депутаты намерены внести поправку, согласно которой компенсацию можно будет получить за взносы, сделанные с 1 января 2016 года.

– Мы намерены дать закону обратную силу и ввести его с 1 января 2016 года, а также поработать по параметрам технического характера. Закон, конечно, не бесспорен. Есть мнение, что все жители Иркутской области попадут под эту льготу, но это не так. Пока предполагается, что на компенсацию смогут рассчитывать только те, кто проживает одиноко. Но это только начало. Мы будем проводить мониторинг, чутко следить за выполнением закона и корректировать его в процессе исполнения. Нужно понять, сколько граждан воспользуется данной мерой поддержки, какие будут нарекания с их стороны, – сказал Андрей Лабыгин.