Леспромхозовский детектив

«И это все о нем», СССР, 1978

Режиссер: Игорь Шатров

В ролях: Евгений Леонов, Игорь Костолевский, Леонид Марков, Эммануил Виторган, Лариса Удовиченко, Людмила Чурсина, Владимир Носик, Альберт Филозов, Валентина Талызина, Николай Парфенов, Виктор Проскурин

«И это все о нем» – многосерийный фильм по книге автора известных в свое время «деревенских детективов» и производственных романов Виля Липатова. Знаменитой эту картину никак не назовешь – и это, возможно, было бы справедливо, кабы главную роль здесь исполнял не Евгений Леонов. Но поскольку фильм – это прежде всего именно леоновский бенефис, вердикт ему можно уготовить только один: смотреть непременно.

В сибирском леспромхозе – беда: убит всеобщий любимец Женька Столетов (Игорь Костолевский), тракторист, комсомолец, борец за справедливость и просто хороший парень. Разбираться в запутанном деле предстоит присланному сюда из города следователю Прохорову (Евгений Леонов). Метод Прохорова прост, но действенен: прежде чем делать хоть какие-нибудь выводы, он выясняет решительно все «о нем», о том, вокруг кого вертится то или иное дело. В данном случае объектом пристального прохоровского интереса становится убитый (убитый ли?) Евгений Столетов.

Очень скоро Прохорову открывается про Столетова многое. Евгений любил местную красавицу Людмилу (Лариса Удовиченко), а она его – вроде бы тоже любила, а вроде бы и нет. Ее отец – мастер Гасилов (Леонид Марков), под начальством которого трудился Столетов, – явно не одобрял дочкиного выбора, считая своего тракториста чересчур уж пламенным в отстаивании общественных, а не личных интересов. Сам-то мастер Гасилов уже давно не озабочен никакими коллективными интересами и все свободное время отдает просиживанию у любимого телескопа.

Следователь явно проявляет к семейству Гасиловых чрезвычайный интерес, что вызывает недоумение и протест со стороны друзей Столетова. Они убеждены, что первейшим подозреваемым следует считать их коллегу Заварзина (Эммануил Виторган), бывшего уголовника, которого не так давно сделал своим фаворитом все тот же мастер Гасилов. Но Прохоров не отступает от своей методы, не дает волю чувствам, а скрупулезно продолжает узнавать все-все-все о нем, безвременно погибшем молодом парне Женьке…

***

Шестисерийный телевизионный детектив «И это все о нем» не занял в сознании народа ту же нишу, что «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и «ТАСС уполномочен заявить». Но картина Игоря Шатрова (все остальные его немногочисленные постановки пребывают сегодня в еще большем забвении) остается именно той сравнительной редкостью и позабытой диковинкой, негаданная встреча с которой в телеэфире или Интернете способна порадовать очень многих любознательных зрителей.

Начнем с того, что фильм снят по лучшему роману Виля Липатова, автора книг про деревенского детектива Анискина (и автора сценариев к соответствующим фильмам с Михаилом Жаровым). Озвучена лента замечательной музыкой Евгения Крылатова, а песни на стихи Евгения Евтушенко (как видим, сплошные Евгении населили собой эту картину) отменно исполнил Геннадий Трофимов – еще один незаслуженно позабытый советский артист.

Но, разумеется, главной приманкой для зрителей как тогда, так и сегодня является безукоризненный актерский ансамбль картины «И это все о нем». Тут и одна из самых колоритных ролей Эммануила Виторгана (его персонаж Заварзин, ко всему прочему, чрезвычайно неоднозначен: подобных героев в советском кино было негусто), и одна из первых ролей Ларисы Удовиченко, и мэтр Леонид Марков, вальяжно играющий этакого бессовестного Манилова от советской лесопромышленности… Неглавных, но запоминающихся героев выразительно сыграли всегда отличные Филозов, Проскурин, Парфенов, Талызина, Чурсина.

Конечно, к Игорю Костолевскому, герой которого живым и невредимым предстает перед нами в многочисленных флешбэках во всех шести сериях, уже могут возникнуть претензии: мол, актер откровенно хладнокровного склада, а пытается изображать горячего и запальчивого идеологического борца Столетова.

Но ведь с первой же серии всем будет очевидно, что главный герой тут – никакой не Столетов, а, конечно, следователь Прохоров в исполнении гения Леонова. Сперва преувеличенно скромно, как он любит, заняв свое место в кадре, Евгений Палыч планомерно начнет перетягивать зрительское внимание на одного себя. То, что именно Леонова пригласили на эту роль, и сегодня выглядит причудливо, а уж в семидесятых зрители, надо полагать, были просто ошарашены таким выбором.

На самом деле грустно, что не только зрители, но и большинство режиссеров привыкли видеть в Леонове лишь комическую сторону его таланта, словно не желая признавать за ним не просто право, но и умение не менее великолепно играть драматических героев. Тем ценнее сегодня фильмы вроде «И это все о нем», где мы можем увидеть такого Леонова, которого нам крайне редко показывали.

Да чего там редко! Другого такого персонажа, как следователь Прохоров, Леонов и близко нигде не сыграл. Вкрадчивый, как Порфирий Петрович, притворно-любезный, как лейтенант Коломбо, и дотошный, как Эркюль Пуаро, Прохоров Евгения Павловича поистине украсил собой этот довольно скромный во всех прочих отношениях советский «Твин Пикс». Впрочем, с американским агентом Купером нашего милиционера Прохорова не стоит и равнять. Ихний Купер даже толком не раскрыл, кто убил Лору Палмер – и это за 30 серий! Прохоров-Леонов же за каких-нибудь шесть серий распутал порученное ему дело, как элементарный клубок ниток. Посмотрите – и сами убедитесь.