Про уродов и людей

«Холодное лето пятьдесят третьего», СССР, 1988

Режиссер: Александр Прошкин

В ролях: Валерий Приемыхов, Анатолий Папанов, Виктор Степанов, Нина Усатова, Зоя Буряк, Юрий Кузнецов, Владимир Кашпур, Борис Плотников, Виктор Косых.

«Холодное лето пятьдесят третьего» – один из самых захватывающих остросюжетных фильмов за всю историю советского кино. Более того, во многом эта картина – единственная в своем роде. Непростая тема (сталинские репрессии), сильнейшие актерские работы плюс неслыханный натурализм превратили «Холодное лето» в уникальный гибрид исторического боевика и пронзительной драмы.

В июле 1953-го в маленькую рыбацкую факторию на севере страны вторгаются шестеро отвратительных уголовников, только что получивших свободу по бериевской амнистии. Немногочисленные мужчины поселения немедленно обезвреживаются вооруженными бандитами – участковый Манков (Виктор Степанов) убит, а управляющий Зотов (Юрий Кузнецов) захвачен в плен.

Однако двоих политических ссыльных, влачащих здесь поистине жалкое существование и выглядящих соответствующим образом, бандиты по недомыслию не принимают всерьез. Немного поизмывавшись над ними для проформы (приговаривая: «Что, враги народа, родину не любите?»), уголовники презрительно забывают о самом существовании этих убогих поселенцев и отправляются шарить по домам в поисках наживы и хоть каких-нибудь женщин.

Глухонемой матери (Нина Усатова) молодой Шуры (Зоя Буряк) до поры удается прятать дочь от похотливых взоров раздухарившихся урок. Но при первой же попытке Шуры убежать в лес ее настигает один из уголовников, еще не зная, что тем самым он выписал себе и подельникам смертный приговор. Бывший разведчик Лузга (Валерий Приемыхов), казавшийся вконец истощенным, мобилизует все свои внутренние силы и объявляет уголовникам войну. От его интеллигентного и престарелого товарища по несчастью Копалыча (Анатолий Папанов) проку в этом деле мало, но и он сделает все возможное, чтобы не дать омерзительным блатным устроить в фактории кровавую баню. А заодно показать зарвавшемуся зверью, кто здесь на самом деле любит родину.

***

Этот великолепный фильм был и остается единственным вестерном (или, если угодно, истерном) на тему сталинских репрессий. Тема вроде бы слишком суровая для такого развлекательного жанра, но авторы справились с этим сложным сплавом на все сто. Понятно, что сюда никак нельзя было привносить ничего юмористического или хотя бы легкомысленного, что почти всегда присутствовало в многочисленных советских истернах о Гражданской войне – от «Белого солнца пустыни» до «Неуловимых мстителей» (кстати, одного из уголовников в «Холодном лете» сыграл Виктор Косых, знаменитый своей главной ролью в тех самых «Неуловимых»).

Вместо какой-либо стилизованности авторы сделали ставку на предельную натуралистичность. Чего стоят совершенно всамделишные «блатные», большую часть которых исполнили малоизвестные театральные актеры. Настолько жуткими бандитами, чьи образы полностью лишены какой-либо романтизации, не мог похвастаться и сериал «Место встречи изменить нельзя». Разве что у Алексея Германа в «Моем друге Иване Лапшине» (1984) советский зритель дотоле мог увидеть в кино столь же откровенно изображенный преступный элемент.

Отменные перестрелки прекрасно ужились в одном пространстве с такими персонажами – если бы главный герой не пострелял всех этих гадов, зритель чувствовал бы себя после просмотра крайне неуютно. Он и так неуютный, этот фильм, – на фоне перестроечного снижения художественности и наводнения киноэкранов карикатурными «ворами в законе» «Холодное лето» выглядело монументальным произведением искусства. Поэтому слово «чернуха» к нему неприменимо, но эффект, производимый фильмом, иначе как «оглушительным» не назовешь. Картина Прошкина и по сей день воздействует именно так – никакое количество «чернухи» не способно оставить в зрительской душе столь же глубокий след.

Да и такие недурные в общем-то фильмы похожей тематики, как «В зоне особого внимания» (1977) или «Найти и обезвредить» (1982), после «Холодного лета» становится элементарно неинтересно смотреть. Лента Прошкина – высокохудожественное, правдивое и одновременно стопроцентно зрительское кино; в 1988 году картина стала второй по посещаемости после «Маленькой Веры».

И, конечно, немаловажным фактором, предопределившим всесторонний успех этой ленты, стал снайперски точный кастинг. Лучшая роль Валерия Приемыхова и последняя роль, сыгранная Анатолием Папановым, окончательно подчеркивают уникальность и эпохальность данной картины.