Вепский колорит сибирской глубинки

Деревня Романенкина – единственное в Заларинском районе место компактного проживания коренной малочисленной народности северо-запада России – вепсов. Переехав сюда в годы Великой Отечественной войны, они обрели в Сибири вторую родину. Сегодня, как и десятилетия назад, потомки первых переселенцев живут в Романенкина – трудятся, растят детей, у каждого свои семьи и заботы, но всех по-прежнему объединяет привязанность к самобытной культуре предков – родному языку и обычаям.

Возрождение деревни

Деревня Романенкина в Заларинском районе – одна из семи населенных пунктов, относящихся к Мойганскому муниципальному образованию. Своим появлением, как и село Мойган, она обязана голуметским крестьянам. В начале XX века здесь обосновались три брата – Павел, Селиверст и Степан. Первооснователей в Гражданскую расстреляли за содействие банде грабителей, но фамилия их – Романенкины – осталась жить в названии деревни. В советское время здесь размещалось отделение знаменитого на всю страну совхоза «Троицкий», где разводили племенных рысаков и тяжеловозов. После развала совхоза деревня неуклонно стала приходить в упадок. Кто знает, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы четыре года назад в Романенкина не обосновалось крупное сельхозпредприятие – ООО «Каравай-Агро» – структурное подразделение ангарской компании «Каравай». Некогда заброшенные поля теперь приведены в порядок, предприятие закупает новую технику и увеличивает объемы посевов.

– Сегодня наши посевные площади 3,2 тыс. га. Сеем рожь и пшеницу, – рассказывает управляющий Евгений Волкобрун. – Урожаи получаем отменные, даже прошлогодняя засуха не очень помешала. Ржи, например, намолотили 30 центнеров с гектара, пшеницы – 19 центнеров с гектара.

В этом году предприятие намерено увеличить посевные площади на 1,2 тыс. га. Восемьсот гектаров земли берут в аренду в соседнем Мойгане. Задача подразделения – полностью обеспечить потребности в зерне компании «Каравай», а это значит, что должно обрабатываться не менее 15–20 тыс. га пашни. Динамичное развитие сельхозпредприятия сулит немало перспектив и местным жителям. Руководство компании, объясняет управляющий, намерено заниматься не только растениеводством, в планах – возрождение животноводческой отрасли и пчеловодства. Пока в «Каравай-Агро» постоянно работает 40 человек, но с увеличением объемов работы хватит и соседнему Мойгану, и близлежащим деревням – Каратаева, Мягчинский, Кирхай, Халты и Чаданова.

Сибиряки поневоле

В Романенкина сегодня проживает чуть более 300 человек. На первый взгляд ничем не примечательная деревня, в которой есть только начальная школа, где обучается 18 детей, ФАП, клуб и библиотека, имеет уникальную особенность – многонациональность. Бок о бок с коренными сибиряками здесь проживают украинцы, белорусы, татары и… вепсы. При библиотеке даже открыт центр вепской культуры, инициатором создания которого является библиотекарь Ираида Петухова. Пока центр представляет собой стол, где на старинной кружевной скатерти расставлены несколько предметов быта: кувшин, железная вафельница, утюг, керосиновая лампа и самовар; шкаф с книгами о вепских традициях, а также собранный по частям национальный костюм – старинная рубаха, юбка с подъюбником и кокошник.

– Вепсы появились в Романенкина в блокаду Ленинграда, в 1943 году. Это коренная народность северо-запада России, их язык – смесь финского, эстонского и карельского, – рассказывает Ираида Михайловна. – В числе первых переселенцев была моя бабушка – Алексеева Евдокия Егоровна. Она жила в Ленинградской области – Ефимовский район, деревня Захарино. Муж у нее погиб в финскую войну. В Сибирь она перебралась с пятью детьми, нашему отцу тогда было восемь лет. Спасаясь от голода, добирались до деревни месяц и три дня в товарных вагонах.

Ираида Михайловна вспоминает: баба Дуня поначалу плохо знала русский язык, говорила исключительно на вепском, в старости, наоборот, стала больше переходить на русскую речь. Была очень набожной – соблюдала все церковные праздники, а также славилась способностью врачевания. Лечила и людей, и скотину, принимала роды. Внуки не спешили изучать родной язык – они родились, когда советский строй уже затвердел, и поддержание национальных традиций не приветствовалось. Постепенно забывали вепский и их родители. Как ни парадоксально, о своих обычаях сегодня вепсы узнают из книг – выписывают специальную литературу из Петербургского общества вепской национальной культуры. По мере сил возрождение традиций поддерживает и районная власть – выделяют небольшие деньги на проведение национальных праздников, тематических вечеров и фестивалей.

Сегодня в Романенкина вепсов осталось немного – Николаевы, Семеновы, Ширины, Хоботовы и Петуховы. К слову, Петуховы – самая распространенная фамилия у вепсов. Ираида Михайловна поясняет – большая часть вепских фамилий образована от названий животных. Почему вепсов называют «чухари», ей неизвестно, а вот прозвище «кайваны», оказывается, придумал Петр I. В одной из книг Ираида Петухова прочитала, что когда вепсы строили Аничков мост в Петербурге, императору вздумалось спросить, как у них движется работа. «Кайване!» – отвечали вепсы, что в переводе означало «копаем». Самодержец ответ не понял и возмутился: «Вот и зовитесь же вы кайванами!» Кстати, за внешность вепсов прозвали «чудью белоголовой и белоглазой». Романенкинские потомки переселенцев, невзирая на смешанные браки, до сих пор поголовно голубоглазые блондины.

Несмотря на то что исторические тонкости приходится добывать из книг, многие бытовые традиции вепсы передают из поколения в поколение. Здесь, например, до сих пор готовят национальные блюда – блины, фаршированные груздями и луком, тарки (творожники) и вареный сыр (у вепсов раньше было сырное воскресенье). Главным блюдом на вепской свадьбе по-прежнему считается яичница и запеканка из курицы, политой взбитыми яйцами. Во время праздников и на фестивалях заларинские вепсы показывают национальные обычаи – сватовство, выгон скота на пастбище, встречу новорожденного в доме свекрови, поют песни и частушки на вепском языке.

– Жалко – когда были молодые, как-то не задумывались о сохранении своей культуры, а теперь и спросить-то не у кого, – признается Ираида Михайловна. – Бабушка в свое время рассказывала, показывала, но мы, дети, больше смеялись. Некоторые слова только и помним, например, «нежня чёма», что означает «красивая девочка», «пряха чёма» – «красивый мальчик».

Невзирая на скудные знания, жители деревни всерьез намерены возродить национальную культуру. В прошлом году стараниями работников сельского клуба и Ираиды Петуховой в Романенкина создали 15-минутный фильм о вепской культуре, выписали русско-вепский словарь и газету «Кодима». В деревню стали приглашать разные делегации. Побывал даже председатель вепской культуры из Санкт-Петербурга Виктор Трифоев. Районные и местные власти надеются: Романенкина вполне может стать одной из достопримечательностей Приангарья благодаря развитию этнографического туризма. Ведь возрождением языка, ремесел и традиций коренных народов Ленинградской области здесь занимаются люди, которые любят и ценят уникальную культуру с исторической летописью длиной в века и тысячелетия.