Татьяна Мезенцева: Иркутский музыкальный театр – это большая творческая семья

Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского недавно отметил 75-летие. Юбилейные торжества прошли с размахом – пять вечеров коллектив театра показывал свое искусство и принимал поздравления, в том числе от коллег из других регионов и московских критиков. Праздничный марафон показал сильные стороны театра и выявил, над чем необходимо работать. О том, каким Иркутский музыкальный театр вступил в свой юбилей, и о перспективах развития газете «Областная» рассказала его директор Татьяна Мезенцева.

– Татьяна Никифоровна, как вы решились пригласить на праздник московских критиков?

– Нам хотелось, чтобы они дали объективную оценку творчества театра. Конечно, мы опасались, что их отзывы могут быть критическими, но нам важна оценка театра со стороны. Они отметили, что у нас профессиональная труппа, достойные спектакли, хороший режиссер. Кстати, критики и сами поработали на совесть – практически после каждого спектакля было обсуждение вместе с артистами, на котором они не только высказывали общую оценку, но и делали конкретные замечания.

– Слышала, что праздничный марафон выявил и проблемы, которые есть в театре.

– Мы хорошо знаем свои слабые стороны. Например, связанные с труппой. Ведь если с женской частью у нас все более-менее благополучно, то артистов-мужчин не хватает. Особенно героев. Мы, конечно, активно ищем. Например, недавно наш главный режиссер Анна Фекета смотрела выпуск в Нижегородской консерватории и сделала несколько предложений выпускникам.

– Значит, в ближайшее время можно ждать пополнения труппы?

– Мы на это надеемся. Но, как правило, артисты на восток едут хуже, чем на запад, ведь помимо творческой работы мы мало чем можем их привлечь. Если в советское время предоставлялось жилье, то сейчас в служебных квартирах, которые стоят на балансе театра, уже живут наши артисты. Многие члены нашего коллектива – приезжие. Проблема в том, что в городе нет высшего учебного заведения, которое бы выпускало кадры для музыкального театра. Конечно, в театре работают выпускники Иркутского театрального училища – Егор Кириленко, Станислав Чернышев, Гейрат Шабанов, Светлана Щерботкина и многие другие. Больших зарплат мы тоже предложить не можем, поэтому идем на то, чтобы арендовать жилье, если нам, действительно, нужен артист.

– В балетной труппе тоже проблема с мужчинами?

– Да, многие ребята уже давно в профессии, и у них возникают профессиональные болячки, ведь это очень тяжелый физический труд, недаром артисты балета выходят на пенсию раньше. Опять же в Иркутске нет хореографического училища, ближайшее – в Улан-Удэ. Однажды мы даже приняли целый курс оттуда, но отработав год, большинство уехало на родину, ведь в Бурятии зарплаты в театре выше. Поэтому мы ищем таланты в нашем музыкальном колледже, в других городах. Есть проблема с оркестром. У нас по совместительству работают музыканты из Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии, что доставляет определенные неудобства, поскольку часто спектакли и концерты филармонии проходят одновременно.

Кстати, в этом году мы отметили еще один юбилей – 20-летие рок-мистерии «Юнона» и Авось». Замечательно, что у нас есть постановки, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Ведь в спектакле уже сменилось несколько поколений артистов.

– Благодаря главному режиссеру в репертуаре уже появились очень интересные постановки.

– Мы рады, что у нас, наконец, появился главный режиссер, задача которого не только ставить спектакли, но формировать и обучать труппу. Кстати, московские критики отметили, что сегодня режиссеры неохотно берут на себя такую ответственность, а работают исключительно на постановках, поэтому то, что у нас есть главный режиссер, – большая удача. Кроме того, спектакли, которые она успела поставить в нашем театре, произвели хорошее впечатление на зрителей и критиков. В новом сезоне Анна Фекета поставит спектакль «Брак по-французски», а потом приступит к мюзиклу с рабочим названием «Две королевы» про Марию-Антуанетту и Елизавету. Сейчас уже идут переговоры с композитором о создании музыки к пьесе. Кстати, если все получится, то это будет мировая премьера.

– Но ведь театр продолжает сотрудничество и с другими режиссерами?

– Конечно, например, недавно на нашей сцене поставила мюзикл «Алые паруса» бывший художественный руководитель театра Наталья Печерская. Кроме того, у нас есть режиссер, выросший из нашей труппы, – Ирина Мякишева. Такими постановками, как «Сорочинская ярмарка», «Свадьба Кречинского», она уже доказала свою состоятельность. Кстати, сейчас она приступила к репетициям нового мюзикла М. Дунаевского «Мэри Поппинс, до свидания». Это спектакль для семейного просмотра.

– Поедет ли театр в этом году на гастроли?

– К сожалению, нет, из-за нехватки финансирования. В прошлом году мы ездили в Читу, где наш театр не был 17 лет. Гастроли прошли успешно, более 14 тысяч читинцев побывали на наших спектаклях. Конечно, гастроли для театра – это очень важно. В начале октября мы примем участие в фестивале Ассоциации музыкальных театров России. Но сейчас есть более важные проблемы, которые требуют финансирования. Зданию театра около 30 лет. В плачевном состоянии штанкетное оборудование сцены. Световое и звуковое оборудование физически и морально устарело. А ведь на сцене ежедневно работают артисты, проходят важные областные и городские мероприятия. И эти вопросы, конечно, нужно решать.

– Вы – единственный в Иркутске директор театра-женщина. Как вы решились взять на себя такую ответственность?

– Я с 2003 года работала в Иркутском музыкальном театре заместителем директора по организации зрителей. После скоропостижной кончины Владимира Константиновича Шагина мне предложили возглавить театр. Признаюсь, вначале сомневалась, ведь это большая ответственность руководить огромным коллективом и таким хозяйством. Не скажу, что сейчас мне легко, но я благодарна своим коллегам за помощь и поддержку.

Наша легенда – народный артист РФ Николай Иванович Хохолков, который служит в театре 55 лет, предложил написать книгу воспоминаний о театре. Думаю, что это будет интересно и молодому поколению артистов, и нашим зрителям. Так что, будем продолжать работать.

 

Комментарий

Юлия Большакова – театральный критик, социолог, доцент Российской академии театрального искусства, обозреватель журналов «Балет», «Театральная жизнь», газеты «Культура», заслуженный работник культуры РФ:

– В оценке Иркутского музыкального театра хотелось бы начать, как говорится, с вешалки. Его здание очень уютное, а в зрительской части все сделано для комфорта публики. Я уже гостила здесь в 2001 году, когда театр был не в лучшем состоянии, но уже тогда работали очень хорошие артисты, которых я с радостью снова увидела на сцене. В театре замечательная балетная труппа, интересная молодежь, профессиональный хор. Есть только два больших «но», которые без поддержки области решить невозможно. Если театр хочет соответствовать хорошему российскому уровню, который сегодня сопоставим с европейским, необходимо обновить световую и звуковую аппаратуру. Сегодня музыкальные театры России находятся в разных условиях, но я бы смело поставила Иркутский театр в верхнюю треть, а то и в четверть.

С моими коллегами мы посмотрели спектакли, которые были поставлены новым главным режиссером Анной Фекета. Это две противоположные постановки, когда нужно было не сломать зубы о классику «Сильвы» и создать достойную экспериментальную работу в «Анне и адмирале», где авторская мысль развивается пластически. Кстати, для режиссера наличие такого мышления – большая редкость. Определенно, это очень достойные работы. Во втором случае это еще и специально созданная для спектакля музыка, хорошее либретто, отсутствие попытки спекулировать на теме. В итоге удалось создать историю героини, которая созвучна с судьбой очень многих русских женщин. А для меня это еще и открытие талантливой, харизматичной и мощной актрисы Анны Рыбниковой.