Постапокалиптическая поэма о жизни и смерти

Спектакль «Король умирает» по пьесе знаменитого абсурдиста Эжена Ионеско поставил на другой сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова омский режиссер Всеволод Гриневской. Постановка пронизана психологизмом актерской игры,  спектакль получился ярким и пронзительным. С одной стороны, это произошло благодаря режиссерской интерпретации известной пьесы, а с другой – потому что главная тема спектакля не могла оставить равнодушным ни одного зрителя. Ведь от начала времен никто на свете не избежал смерти.

«Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает» – сказал немецкий поэт Генрих Гейне. По сути, в эту фразу вмещается весь сюжет пьесы «Король умирает». Беранже Первому, образ которого блестяще воплотил на сцене заслуженный артист РФ Игорь Чирва, пришел срок умирать, и буквально в считанные дни его личная вселенная начала сжиматься, как шагреневая кожа. Но самое ужасное, что он утратил власть над окружающими – «солнце больше не слушается» короля.

Жанр спектакля определен как постапокалиптическая поэма. И на сцене благодаря сценографии художника Оксаны Столбинской с помощью минимальных изобразительных средств воссоздан мир на грани катастрофы: текущие трубы, ржавые тазы, полиэтиленовая пленка, которая хорошо оттеняет кроваво-красный или мертвенно-зеленый свет, дохлые крысы в руках у служанки Джульетты (Анастасия Шинкаренко). На этом фоне еще более выразительны гротескные костюмы героев и почти клоунский белый грим. Хотя единственный смех, который вызывают герои, – сквозь слезы. На короле жабо, надетое прямо на майку-алкоголичку, и тронутая ржавчиной корона. На королеве Марии (Анастасия Пушилина) белая балетная пачка в пол, а под длинным жакетом – корсет, который вопреки своему прямому предназначению, уродует фигуру. Неистовая же королева Маргарита (Евгения Гайдукова) благодаря своему головному убору с гребешком, ассиметричной юбке и красному жакету напоминает черную курицу – птицу, которая с древних времен символизирует связь с подземным миром. Но особенно чудовищно прекрасен облик доктора (Александр Братенков) – в белых дредах и такого же цвета костюме, который забрызган красной краской так, чтобы зрителям было сразу понятно – у этого персонажа руки по локоть в крови.

Король женат на двух женщинах одновременно. Причем ни в пьесе, ни в спектакле не говорится о том, что в этом королевстве двоеженство – нечто из ряда вон выходящее. Поэтому учитывая, что оба произведения созданы в традициях театра абсурда, вряд ли стоит рассуждать об этой ситуации с точки зрения гражданского кодекса. И если пьеса позволяет трактовать эти образы по-разному, то в спектакле сопутствующий контекст намекает, что женщины символизируют смерть (Маргарита) и жизнь (Мария). Причем именно в таком порядке. Не случайно Маргарита говорит, что «жизнь – это изгнание», и упрекает Марию, что из-за ее балов и свадебных путешествий король не готовился к неизбежному: «Он как путник, застрявший на постоялом дворе, который забыл, что цель путешествия – не постоялый двор».

Сам же король за эти два часа, которые длится спектакль, проживает весь ужас неизбежной смерти: «Зачем я родился, если родился не навсегда. Проклятые родители! Какая глупая и подлая шутка! Пять минут назад я родился, три минуты назад женился. А на трон я взошел две с половиной минуты назад. Не успеешь даже передохнуть. У меня не было времени узнать жизнь».

За два часа он проходит все пять фаз осознания собственной конечности: отрицание, гнев, торги, депрессию и принятие. «Без меня?! Без меня люди будут смеяться. Они будут шутить и танцевать на моей могиле. Словно я никогда не существовал. Так нет же! Пусть обо мне помнят, пусть плачут», – такие размышления наверняка знакомы многим.

Кстати, самые шокирующие сцены в спектакле напоминают нам о том, что всеми силами желая выжить, человек может легко превратиться в животное. Именно это заставляет стража (Роман Мосьпан) поедать внутренности крысы. Ведь иногда голод толкает человека и на более чудовищные поступки. По той же причине король набрасывается на несчастную Джульетту, желая любым способом высосать из нее жизнь, пусть это даже жалкое существование служанки. Но немного иные мотивы заставляют его душить Марию. Просто ее слова, символизирующие все оптимистичные философские идеи, больше не работают для него.

«Жизнь и смерть только слова. Освободись от определений. Растворись в громаде бытия и ты станешь безграничен и вечен. Стань бесконечно вопрошающим. Невозможность ответа и есть сам ответ», – декламирует Мария, в этот момент напоминая городскую сумасшедшую. И не удивительно, что правильные, по сути, слова, в данной ситуации кажутся королю фальшивыми. Даже ее попытка привлечь Беранже гротескным стриптизом лишь вызывает веселый смех в зрительном зале. Нужно отметить, что актрисе Анастасии Пушилиной удается очень точно воплощать такие странные образы. Вспомним спектакль «Елизавета Бам» на этой же сцене, где она блестяще сыграла главную роль.

Но ничего не может отдалить неизбежного конца, и король все-таки умирает на руках у Маргариты, которая вдруг теряет всю свою стервозность и помогает ему отойти в мир иной.

Mеmento mori не зря стало крылатой фразой, ведь каждому из нас не мешало бы помнить о неизбежной смерти. Вопрос в том, что тогда изменится в нашей жизни? Ведь именно этот краеугольный вопрос нашего бытия породил само абсурдистское направление. Ведь не глупо ли всеми силами карабкаться вверх, выстраивать собственную жизнь, зная, что в финале твой мир, подобно камню Сизифа, все равно рухнет в пропасть?

Кстати, спектакль, можно интерпретировать не только с точки зрения жизни отдельного человека, но и всего человечества. И если попытка интерпретировать спектакль как политическую сатиру выглядит в данном случае надуманной, то экологический подтекст в постановке найти вполне возможно, ведь в этой жизни – все конечно, даже существование нашей планеты.