На общественном «корыте»

Региональные власти разрабатывают шкалу критериев для маршрутчиков

В правительстве Иркутской области готовится постановление, которое установит шкалу критериев при проведении конкурса на выбор перевозчика по автобусным маршрутам. Как отметил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона Андрей Никитин, основными условиями для работы на рынке станут состояние и возраст подвижного состава, стаж водителей, а также отсутствие ДТП.

Пока же состояние пассажирского транспорта в области оставляет желать лучшего. Не секрет, что многие автобусы и маршрутные такси в таком состоянии, что пассажиры в сердцах называют их «ржавыми корытами». То двери не закрываются, то спинка откидного кресла лежит на коленях пассажира, сидящего позади; кузов скрипит, подвеска стучит, а в салоне пахнет выхлопом. Вдобавок водители таких маршруток игнорируют правила дорожного движения, лихачат, устраивая «гонки за рублем» и подрезая своих же коллег, а вместе с ними и машины других водителей.

Автобусы опасны для жизни

– В 2015 году произошло около 3,3 тыс. дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с 2014 годом снижение составило 3%. На 4% меньше пострадало людей в авариях, – привел данные статистики начальник управления ГИБДД по Иркутской области Вячеслав Жилкин на круглом столе, состоявшемся в конце апреля. – Однако количество ДТП с участием пассажирского транспорта только возрастает, при этом число перевозчиков не увеличивается. Зато появляются нелегальные маршрутчики, с которыми мы сейчас боремся.

По информации ГИБДД, за минувший год произошло 118 аварий с участием маршрутных такси, которые легально или нелегально перевозили пассажиров, погибли 14 человек. Для сравнения, в 2014 году зарегистрировано 107 таких ДТП, которые унесли жизни семи человек. Нынче зарегистрировано уже 20 аварий с пассажирским транспортом, и четыре из них – по вине водителей автобусов.

– В целом водители пассажирского транспорта виноваты в 61% случаев от всех ДТП с участием автобусов и маршрутных такси, – продолжил Вячеслав Жилкин. – А проверки, проводимые ГИБДД вместе с Госавтодорнадзором, показывают, что нарушителем является каждый второй.

Основными причинами аварий начальник УГИБДД назвал нарушение скоростного режима, пренебрежение правилами дорожного движения, а также неудовлетворительное техническое состояние маршрутных такси. Так, в этом году сотрудники госавтоинспекции возбудили три уголовных дела по статье 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Еще один материал находится в работе. Во всех случаях автобусы, выходившие на рейсы, были в ненадлежащем техническом состоянии.

Тарифы низкие – машины старые

Как отметил заместитель министра – начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта области Андрей Никитин, ситуацию усугубила передача полномочий по проведению технического осмотра в частные руки. И сегодня положительные диагностические карты можно получить за небольшие деньги без фактического прохождения техосмотра.

– Об этом можно судить уже по внешнему виду транспорта, потому что если у машины нарушена целостность кузова, есть трещины на лобовых стеклах, она не может пройти техосмотр, – говорит Андрей Никитин. – А у нас такие автобусы ездят.

Председатель некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Сергей Ошурков попытался защитить перевозчиков, заявив, что у них просто нет средств на обновление автопарка:

– Чтобы техническое состояние автобусов было удовлетворительным, нужен справедливый тариф на пассажирские перевозки. С такими низкими ценами, как в Иркутске, приобретать новые машины просто нереально – окупаться они будут долгие годы, если вообще окупятся. Хотя некоторые добросовестные легальные перевозчики стараются обновлять автопарк. Но в основном автобусы с небольшой вместимостью, большие же машины не только менять, их даже капитально отремонтировать дорого. Если говорить о том, какой должен быть тариф на пассажирские перевозки, то, например, в некоторых странах стоимость проезда в общественном транспорте приравнена к стоимости литра топлива, у нас она в два раза меньше.

Андрей Никитин заявил, что сейчас в правительстве готовится постановление, согласно которому будет установлена шкала критериев при проведении конкурсов на выбор перевозчика:

– Основополагающие критерии – возраст подвижного состава, стаж водителей, участие в ДТП. Максимальные шансы работать на маршруте в итоге будут получать перевозчики, которые хорошо себя зарекомендовали.

Профессионалов на дорогах все меньше

На круглом столе также поднимался вопрос квалификации водителей маршрутных такси. Директор Сибирского федерального центра «Автомобилист» (ИРНИТУ) Геннадий Кабанов напомнил, что раньше в Иркутске было три автошколы, которые готовили водителей автобусов. Сегодня же автошкол в десять раз больше, но, по мнению специалиста, в них нет ни хороших преподавателей, ни необходимой материальной базы.

– И выходит оттуда водитель, который даже не знает, как устроено транспортное средство, – говорит Геннадий Кабанов. – В организации, куда он потом приходит работать, ему, в лучшем случае, предоставляют наставника, как правило, такого же неподготовленного.

Повышением квалификации водителей перевозчики тоже пренебрегают. Раз в год профессиональный водитель должен посетить 20 часов занятий, но, как рассказала заместитель начальника территориального отдела Госавтодорнадзора по Иркутской области Наталья Соболева, как правило, организации, занимающиеся пассажирскими перевозками, не повышают квалификацию своих сотрудников. Если Госавтодорнадзор выявит такое нарушение, то индивидуальным предпринимателям грозит штраф в размере трех–четырех тысяч рублей, а юридическим лицам – 30–50 тыс. рублей.

– При этом нам не удается приостановить лицензии перевозчиков, у которых в течение года мы неоднократно выявляли одни и те же нарушения, – посетовала Наталья Соболева. – Суды просто не применяют такую меру наказания. За все время работы у нас не было ни одного прецедента, ни одной приостановки лицензии. Постоянно одно и то же: штрафуем на три тысячи, и все.

В то же время регулярная переподготовка водителей и жесткая позиция руководства автопредприятия по отношению к нарушителям ПДД позволяет резко снизить аварийность.

– Доказано, что первые три года водитель ездит аккуратнее, а потом у него неуверенность превращается в самоуверенность. Так что напоминать ему правила дорожного движения никогда не будет лишним, – считает Геннадий Кабанов. – Переподготовка отнимает чуть больше недели по два часа в день, да и стоит недорого, человеческая жизнь куда дороже. Пока же водители маршрутных автобусов нарушают правила сплошь и рядом.

Андрей Никитин обратил внимание на то, что с 2016 года федеральным законодательством отменена процедура плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, а значит, и почти всех перевозчиков. Для внеплановой проверки необходим повод – совершение правонарушения, которое угрожает жизни и здоровью людей, или уже привело к непоправимому.

– Мы сейчас работаем над документом планирования пассажирских перевозок и готовим стратегический документ, позволяющий создать глобальную маршрутную сеть, которая будет находиться в открытом доступе и станет абсолютно прозрачной для всех участников перевозок, – поделился планами Андрей Никитин. – Надеюсь, общими усилиями нам удастся решить наболевшие проблемы с общественным транспортом.