11.05.2016 07:15
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
11.05.2016 07:15

Акробаты в воздухе

«Экипаж» (6+)

Режисcер Николай Лебедев.

В ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Алена Бабенко, Владимир Яглыч, Вячеслав Разбегаев.

Американцы снимают свои комиксы, а мы переснимаем старые советские фильмы, потому что комиксов у нас нет. Там и здесь, за редким исключением, ничего выдающегося не получается, но проблема даже не в этом. Проблема в смыслах, и если там за океаном они худо-бедно есть, то у нас с ними туго.

Первый советский фильм-катастрофа, вышедший в прокат в 1980 году, всеми фибрами своей души старался походить на тогдашнюю продукцию Голливуда, и это ему удалось. Александр Митта всем говорил, что снял сказку, его поправляли: «Экипаж» – это о подвиге советских летчиков.

А вот о чем снял свой «Экипаж» Николай Лебедев, понять сложно. Режиссер убеждал всех, что снимал не ремейк, а самостоятельный фильм. Но для чего? Чтобы максимально отойти от оригинала? Но не в этом же смысл, к тому же ушел недалеко. Видимо, поправить Лебедева было некому.

Описывать реалии того времени, в котором происходит действие первого «Экипажа», долго, да и не нужно, но нынешний фильм тоже оказался продуктом эпохи. Фильм Митты запомнился обнаженной актрисой Яковлевой, цветомузыкой и комбинированными съемками в павильоне. А фильм Лебедева останется, наверное, в памяти сброшенным с самолета в озеро БMB, да выгнанным из салона пьяным депутатом…

Современный «Экипаж» – это игра в отражение. Причем удвоение всех сюжетных ходов идет как внутри фильма, так и между фильмами. Не выдам большую тайну, но в новом «Экипаже» из огненного плена в аэропорту вырывается не один самолет, а целых два. Нет-нет, на этом отличия между фильмами не заканчиваются. Переправка пассажиров в воздухе из одного самолета в другой это, конечно, не менее фантастично, чем латание дыры в корпусе на скорости 800 км в час, но у Митты хоть нет репетиции этой операции на земле, а у Лебедева есть. Герой Данилы Козловского организует переправу народа из двух машин, застрявших в потоках лавы. У Георгия Жженова в том «Экипаже» есть дочь, отбившаяся от рук, а в этом у Владимира Машкова – беспутный сын. Там террористический акт в Японии, а здесь переворот в Африке. Там селевой поток сносит нефтехранилище, а здесь на острове извергается вулкан…

Создается впечатление, что автор стремился решить две противоположные задачи – снять так, чтобы было похоже на оригинал, и снять так, чтобы было непохоже. Такое вот раздвоение сознания. На пользу это, конечно, не пошло. Визуально современный «Экипаж» выглядит вполне достойно, но недостатки в драматургии красивой картинкой не заслонить.

У Митты получилась не совсем сказка, но его «Экипаж» нельзя назвать и фильмом о подвиге советских летчиков. Он снял фильм о живых людях, самостоятельно принимающих решения, берущих ответственность на себя. У Лебедева и этого не вышло, трюки в воздухе и на земле ему удались, деньги потрачены не зря, но живых людей на экране нет, нет ни характеров, ни их развития, сплошные функции. Так что, этот «Экипаж» действительно «не ремейк».