Земля особого назначения

Фермер из Алари возвращает в оборот гектары залежей

Фермер из села Аларь Николай Егоров разработал в окрестностях свыше 100 гектаров залежных земель, превратив заросшие поля в плодородные угодья. В этом году аграрий намерен вернуть в сельскохозяйственный оборот еще 50 гектаров залежей. Фермер мог бы обрабатывать и больше земли, но задумке мешает нехватка рабочих рук.

Николай Егоров стал фермером в 1996 году. До этого работал зоотехником в Голуметском совхозе Черемховского района. В Алари оставались пожилые родители, которым с годами все больше и больше стала нужна сыновья поддержка. На Николая, как самого младшего, легли заботы по присмотру за мамой и папой. Пришлось вернуться в Аларь.

И сколько себя помнит, Николай все время хотел заниматься землей. Начинающему фермеру никакого, даже самого завалящего наследства от колхозного прошлого не досталось – все пришлось начинать с нуля.

– Натурально с чистого поля, с первого колышка начал свое хозяйство, – вспоминает фермер. – Пришлось строить дом, гаражи для техники, склад для хранения зерна.

Многочисленные родственники в стороне от фермерской затеи не остались, помогли с земельными паями. Собрав 60 гектаров паевых земель, фермер взялся за их обработку. Вокруг Алари еще сотни земель стали залежами, потому что не вовлекались в севооборот свыше 20 лет.

Почти сразу же после организации КФХ Николай Геннадьевич стал разрабатывать брошенные земли. Каждый клочок нового поля давался с трудом.

– Это же все были земли особого назначения, сельскохозяйственные пашни и поля. А их бросили, запустили. Когда начинали пахать – тут лес был выше трактора. Пришлось его вырубать, кустарники выкорчевывать, – рассказывает Егоров.

Сегодня производственная база КФХ довольно крепкая и располагается на нескольких площадках. Автопарк состоит из взятой в лизинг техники – трактора, комбайна, посевных и зерноуборочных агрегатов. Часть хозяйства находится в местности Улзет. Когда-то это была большая деревня, где работала кумысолечебница, была устроена большая пасека. Потом не стало работы, народ уехал, и даже дома разобрали. Но приход фермера вдохнул жизнь в эти места.

Сегодня посевной земельный клин в КФХ достиг 200 га. Фермер сеет зерновые – пшеницу, овес, многолетние травы. В хозяйстве содержится 100 голов КРС, овцы, кони, свиньи.

Среднемесячная зарплата лучших работников КФХ вполне приличная, по деревенским меркам. При этом фермер не видит очереди из желающих трудоустроиться. Люди, способные качественно работать, в ближайших селах наперечет. Трезвая молодежь уехала в город, а местных пьющих фермеру не надо.

– Работать некому. Многие откровенно не хотят, за пособия и пенсии держатся, – говорит Николай Геннадьевич.

И вовсе не редкость, когда ему самому приходится браться за работу, потому что надеяться на кого-то фермера давно отучила сама жизнь.

– Если я сам за рулем по полям ездить не буду, кто о земле-то позаботится? Меня трудиться с детства приучили. И мои родители – пример трудолюбия. Папе, Геннадию Николаевичу, 83 года. Он пенсионер, ветеран войны. Пасеку держит, побелочные кисти вяжет. Грибы, ягоды собирает – не может без дела. Мама моя, Лариса Петровна, в страду обеды нам готовит. Сын МСЧник отпуск берет и ко мне на уборку едет. Мы сами все делаем – бороним, ремонтируем, семена подрабатываем.

И земля дает отдачу. Урожайность пшеницы в прошлом году на егоровских полях была до 20 центнеров с гектара. Несмотря на засушливое лето, не было проблем с сеном и кормами.

В этом году благодаря разработке новых залежных земель фермер планирует прирастить посевные площади.

– Вот участки дальние видите, там сосны щеткой растут? – спрашивает фермер. – Вот эти залежи и будем поднимать, 50 гектаров земли хотим разработать.

По словам фермера, сегодня у хозяйства есть все возможности увеличить посевные площади в разы. Мешает задумке нехватка рабочих рук, и эта проблема знакома всем сельхозпроизводителям. При этом уже нигде не ведется разговоров о том, что АПК в кризисе. Кризиса нет, говорит Николай Геннадьевич, напротив, отрасль в последние годы развивается.

– Сегодня необходим новый импульс для развития села – нужно привлекать людей, грамотных специалистов. А это уже дело государственной компетенции.

Государственной заботой фермер называет и организацию рынков сбыта.

– Посмотрите, производим экологически чистую, дешевую, по городским меркам, продукцию. А она, выходит, не нужна? Все еще нет сегодня централизованных закупочных предприятий, мы ходим на поклон к перекупщикам, которые наш труд мало уважают. Проблема моего КФХ еще и в отдаленности. И молокоприемный пункт далеко от нас. Мне проще, чтобы молоко у коров телята высасывали, чем везти его в город. Знаю, сейчас спросите про переработку. Но нет пока той возможности, нет таких средств, чтобы цех по переработке молока построить, – сокрушается Николай Геннадьевич.

Политика государства сегодня строится таким образом, чтобы создавать для развития малого бизнеса на селе благоприятные условия. Надо, чтобы селяне это чувствовали.

– Так и напиши: если накануне посевной не будут задраны цены на ГСМ и будут рынки сбыта, всем будет хорошо. А мы ни гектара земли не бросим, будем работать, пока силы есть.

В поселковой администрации отмечают успехи Егорова и поддерживают его начинания.

– Надежный он, – говорит замглавы Любовь Ганжурова. – Чем может, тем и помогает муниципалитету. Сеном, соломой, фуражом выручал он нынче земляков, когда были проблемы с кормами. Помогает нам село благоустраивать, спортивный корт построили с его участием.

Земляки ценят и уважают своего фермера. Жители Алари видят – сколько души, сил и средств вкладывает Николай Егоров в эту землю…