Лучшие мультфильмы мира

Посмотрели жители Приангарья

Более сотни анимаций за неделю посмотрели иркутяне в рамках «Большого фестиваля мультфильмов». Зрителей познакомили с лучшими полнометражными и короткометражными кинолентами отечественного и зарубежного производства. В показе участвовали мультипликации, рассчитанные как на детей, так и на взрослых.

Большой фестиваль мультфильмов прошел в Иркутске во второй раз. В этом году он стартовал 21 апреля с показа французского полнометражного фильма «Далеко на Север». Действие происходит в конце XIX века. Главная героиня – юная аристократка Саша – отправляется на поиски своего легендарного деда, пропавшего несколько лет назад в северной научной экспедиции. Саше приходится столкнуться с трудными испытаниями, проехать полстраны и показать команде моряков, что значит настоящее мужество. Картина рассчитана на подростковую и семейную аудиторию.

В этом году программа фестиваля была насыщенной. Некоторые мультфильмы оказались интересны даже самым маленьким зрителям.

– Они очень короткие по хронометражу и наполнены простыми выразительными образами, – пояснила программный директор фестиваля Дина Годер. – Один из таких фильмов – «Как живут котики» – рассказывает о жизни, увлечениях и приключениях трех маленьких котят весной, летом, осенью и зимой. Режиссер этой картины Вера Мякишева.

Также в репертуар вошли фильмы для детей более старшего возраста. В их числе мультипликация Леонида Шмелькова «Одинокий петух». По этой работе назван отдельный блок фестивальной программы с пометкой 12+.

«Одинокий петух» относится к жанру абсурдистского кино. По словам Дины Годер, фильм очень нравится детям и не всегда понятен взрослым:

– Проблема в том, что взрослые пытаются найти в ленте скрытый философский смысл. Но в абсурдистском кино не нужно искать сложных интерпретаций, правильнее будет просто получать удовольствие от просмотра.

Не оставила равнодушным зрителей и программа с пометкой 16+ «Корабли прошлых лет». Главный фильм этого блока повествует о старом капитане и его последнем плавании. Это 16-минутный мультфильм с врезками старых документальных кадров. Режиссер и художник кинокартины Юрий Богуславский.

Итоговый цикл фестиваля представила программа с пометкой 18+ «Мадам и Ева». В одноименном фильме блока зрители увидели новую интерпретацию истории Адама, Евы, змея и яблока познания, в которой появляется некая Мадам, которая хочет увести мужчину из семьи. Режиссер и художник этой работы Наталья Мирзоян.

Не менее интересной частью программы фестиваля были мастер-классы от известных российских режиссеров-мультипликаторов Леонида Шмелькова и Евгении Жирковой. С юными слушателями занятия проходили в игровой форме. Ребята сами придумывали истории для мультфильмов и участвовали в процессе их создания.

Евгения Жиркова считает, что педагог по мультипликации – это профессия будущего. На мастер-классе она в качестве технологического материала использовала пластилин. Кстати, большинство российских кинематографистов предпочитают для создания анимации традиционные техники, например, рисованную анимацию, и редко применяют сыпучие материалы. Некоторые создают мультфильмы полностью на компьютере, но трехмерная анимация в России развита хуже, чем на Западе.

– Чтобы создать продвинутую трехмерную анимацию, нужно очень дорогое программное обеспечение и шикарные компьютеры, – пояснила Дина Годер. – К сожалению, ведущие мировые телеканалы неохотно покупают российские современные мультфильмы. По ТВ мы видим в основном сериальную продукцию. Телеканалы покупают анимацию пакетами, чтобы каждую неделю в программную сетку вставлять определенный хронометраж мультфильмов. А чтобы делать длинный сериал, необходима большая студия-фабрика. В мире таких полно, там мультфильмы строгают, как табуретки. У нас же промышленной анимации почти нет. Поэтому основной способ функционирования российской мультипликации – это фестивали.