В поле зрения контролеров

В 2014 году областным министерством здравоохранения не освоено 56,5 млн рублей, а в 2015 году – почти 81 млн рублей. Такие цифры названы на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, которое прошло под председательством Геннадия Нестеровича. Депутаты рассмотрели результаты четырех проверок областной Контрольно-счетной палаты.

Пристальное внимание членов комиссии вызвали итоги проверки использования бюджетных средств, направленных на лекарственное обеспечение в рамках подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях». На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2014 году выделялось 1,4 млрд рублей и 1,6 млрд рублей в 2015 году (из них из федерального бюджета 68,5%). В 2014 году областным минздравом не освоено 56,5 млн рублей, а в 2015 году – почти 81 млн рублей.

Как отметила аудитор Ольга Ризман, во многих случаях поставка льготных лекарственных препаратов в муниципальные районы не учитывала их реальных потребностей. Вызывает вопросы и учет лекарств. По данным аптечной базы и аптек, стоимость остатков препаратов, закупленных в прошлом году и перешедших на этот год, составляет 203 млн рублей, в то время как по всем расчетам она должна была составить всего лишь 144 млн рублей. Откуда взялась разница в 59 млн рублей?

Вскрылись и факты нарушения сроков поставок, причем не единичные случаи, а примерно по половине заключенных контрактов. Штрафные санкции поставщикам или не предъявлялись вообще, или в меньшем размере. Да и те, что все же предъявлены, поставщиками игнорировались. Сумма неоплаченных штрафных санкций только за последние два года составила 6 млн рублей.

Законодательством предусмотрено, что если лекарственный препарат включен в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), то при заключении контракта его стоимость не должна превышать предельную цену, указанную в государственном реестре. Если это условие не соблюдается, то участник аукциона либо отстраняется от участия в нем, либо с ним не заключается контракт. Проверка показала, что это правило неоднократно нарушалось. Изучив 35 контрактов, заключенных в 2015 году, аудиторы обнаружили превышение стоимости на 66 млн рублей, причем в половине случаев поставщиком выступала ОАО «Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база».

Члены комиссии рекомендовали провести тщательную проверку деятельности оптово-снабженческой аптечной базы. Как сообщил областной министр здравоохранения Олег Ярошенко, по распоряжению губернатора Сергея Левченко такая проверка уже начата. Для этого создана ревизионная комиссия, в состав которой вошли представители минимущества области, минздрава и министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Также на заседании комиссии были рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оплату проектных работ, услуг по проведению экспертизы в строительстве в 2015 году». Как сообщила председатель КСП Ирина Морохоева, по-прежнему наблюдается разрыв между подготовкой проектно-сметной документации и ее реализацией. Долгое время она лежит невостребованной, хотя на ее подготовку затрачены немалые деньги. Это приводит к тому, что к моменту строительства объекта она значительно устаревает, и приходится проводить дополнительную корректировку проектов, тратя на это бюджетные деньги.

Стремясь попасть в областные строительные программы, муниципальные образования подготовили проектно-сметной документации на 124 млн рублей. Большая часть из них так и не нашла применение. В 2013–2014 годах из 132 объектов социального и коммунального назначения, а также дорожного хозяйства, в госпрограммы включено строительство и реконструкция лишь 30.

По мнению Ирины Морохоевой, для ликвидации разнобоя в разработке проектной документации и принимаемых строительных программ целесообразно рассмотреть вопрос о включении в закон об областном бюджете отдельного приложения с перечнем всех бюджетных инвестиций, осуществляемых в финансовом году.

Аудиторы отметили и другие недостатки, влияющие на результаты проектно-изыскательских работ: некачественная подготовка проектной документации, несвоевременное оформление земельных участков, неудовлетворительная работа подрядных организаций, затягивание финансирования работ, когда деньги перечисляются в третьем–четвертом квартале. Члены комиссии рекомендовали правительству области принять меры по устранению нарушений, выявленных КСП.

Вниманию депутатов были представлены итоги проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию областного закона «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» в 2015 году. Как известно, для улучшения демографической ситуации в стране установлены стимулирующие выплаты из федерального бюджета при рождении второго и последующих детей. В 2015 году размер материнского (семейного) капитала составил 453 тыс. рублей.

Начиная с 2012 года стимулирующие выплаты в размере 100 тыс. рублей при рождении третьего и последующего ребенка выплачиваются и из областного бюджета. Деньги выдаются на руки при достижении ребенком трехлетнего возраста и могут быть направлены или на улучшение жилищных условий, или на получение ребенком образования. За последние четыре года выдано 18,3 тыс. сертификатов на сумму 1,83 млрд рублей.

Как выяснила проверка, этой мерой областной социальной поддержки уже воспользовались 4480 человек. Размер выданного им материнского капитала составил 444 млн рублей. В 2015 году из 2022 человек, получивших денежное пособие, большая часть – 2004 человека – направили его на улучшение жилищных условий, а 18 человек – на образование детей.

Заслушали депутаты также итоги проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2015-м и истекшем периоде 2016 года Баяндаевскому району, который является сугубо дотационным. 92% доходов его бюджета – 338 млн рублей – формируется за счет межбюджетных трансфертов.

Выявленные аудитором Юлией Ларионовой нарушения по большей части относятся к сфере закупок. Так, например, полностью были оплачены незавершенные работы по строительству дороги в селе Хадай, до проведения конкурсных процедур и заключения контракта с подрядчиком проведен ремонт спортивного зала в школе села Загатуй. Допущено районной администрацией и нецелевое использование средств областного бюджета. Но, как отметила аудитор, значительная часть нарушений устранена во время проверки, разработан подробный план по устранению иных замечаний.