Северные авиамаршруты не отменяются

Субсидируемые авиамаршруты из Иркутска в Усть-Илимск, Нижнеудинск, Железногорск-Илимский и село Казачинское никто отменять не будет. Несмотря на финансовые сложности, которые сегодня испытывает единственный авиаперевозчик по этим направлениям, – бурятская компания «ПАНХ», перелеты должны осуществляться до 31 декабря 2016 года. Это прописано в соглашении между правительством Приангарья и улан-удэнским предприятием.

Первыми тревогу забили жители Усть-Илимска в конце марта, когда были прекращены полеты из Иркутска в северный город. Как рассказал Виктор Дягилев, один из совладельцев компании «ПАНХ» (осуществляет авиаперевозки по маршруту Иркутск – Усть-Илимск), у бурятского предприятия возникли финансовые трудности. Связаны они с прекращением субсидирования межрегионального маршрута Улан-Удэ – Иркутск министерством транспорта РФ.

– В итоге появились проблемы с платежами перед государственной транспортной лизинговой компанией, и как следствие, с авиапарком, который находится в лизинге, – полеты пришлось прекратить, – говорит Виктор Дягилев. – В Иркутской области полеты по всем направлениям были прекращены с 22 по 28 марта. Можно было этого избежать, но потребовалось время на техническую подготовку самолета Л-410, который мы взяли в аренду у читинской компании, чтобы не останавливать авиаперелеты. Аренда продлится до 1 мая. До этого времени наша компания планирует решить все вопросы по лизинговым платежам. Но мы на всякий случай попросили читинцев подстраховать нас еще и на май, чтобы не срывать полеты в Приангарье.

В нашем регионе компания «ПАНХ» осуществляет авиаперелеты с 2013 года, связывая с областным центром четыре территории – Нижнеудинск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский и село Казачинское. С каждым годом пассажиропоток увеличивается. Если три года назад по маршруту Иркутск – Казачинское были перевезены 1 тыс. 98 пассажиров, то в 2014 году – 2 тыс. 68, по направлению Иркутск – Усть-Илимск – 451 человек (в 2014 году – 1,3 тыс.). А на маршруте Иркутск – Железногорск-Илимский пассажиропоток вырос с 16 человек в 2013 году до 1,1 тыс. в 2014-м. Общее количество рейсов увеличилось с 122 до 369.

В прошлом году число авиарейсов осталось примерно таким же (405), однако количество перевезенных пассажиров увеличилось в два раза – с 4,6 тыс. до 8,7 тыс. человек. Связано это со сменой самолета – вместо девятиместной «Цесны-208» стал летать Л-410 на 17 пассажиров. А чтобы хватало топлива до Усть-Илимска, было решено совместить два маршрута в один: Иркутск – Нижнеудинск (где есть топливно-заправочная станция) – Усть-Илимск.

В министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области прошло рабочее совещание с руководством «ПАНХ» по сложившейся ситуации. Заместитель министра – начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта ведомства Андрей Никитин рассказал, что была выработана определенная стратегия, а также решен ряд рабочих моментов:

– Авиаперелеты на север Иркутской области «ПАНХ» осуществляет в рамках соглашения, которое он заключил с правительством региона. На это выделяются субсидии из областного бюджета. Так что, до 31 декабря 2016 года авиапредприятие обязано выполнять все условия соглашения. В ходе встречи министра жилищной политики Андрея Капитонова и руководства «ПАНХ» были проработаны необходимые действия с обеих сторон, а также подтверждено намерение о продолжении полетов.

Андрей Никитин заявил, что сейчас рассматривается изменение маршрутной сети с целью оптимизации. Речь идет о слиянии направлений Иркутск – Усть-Илимск – Железногорск-Илимский – Нижнеудинск. В рамках одной субсидии это можно сделать, правда, требуется организация топливно-заправочной станции либо в Усть-Илимске, либо в Железногорске.

Кроме того, в министерстве проводится работа по созданию региональной маршрутной сети с учетом принятия решений по изменению статуса аэропортов на посадочные площадки. В частности, рассматривается возможность организации региональной управляющей компании.

– Помимо этого, министерство тесно работает с авиакомпаниями, – добавил Андрей Никитин. – Например, с этого года из субсидируемых был убран маршрут Иркутск – Братск, поскольку на это направление пришла еще одна компания – «ИрАэро». И сегодня стоимость билетов падает. Самый дешевый стоит меньше, чем в прошлом году, когда область выделяла субсидии. Эта авиакомпания сегодня активно обновляет авиапарк, не исключено, что в будущем ее заинтересуют другие региональные маршруты.