Разъехались

Два года братские автотранспортники искали компромисс с руководством

С 1 апреля в едином муниципальном «Автотранспортном предприятии» города Братска пройдет реорганизация. После всех необходимых правовых процедур, на которые потребуется два-три месяца, АТП разделится на два отдельных предприятия. Одно – МП АТП – останется в Падуне, второе, расположенное в Центральном округе, будет называться МП «Центральное автотранспортное предприятие». Постановление о реорганизации муниципального предприятия было подписано 12 февраля. Сегодня МП АТП существует на базе двух автоколонн, расположенных в Центральном и Падунском округах.

В администрации города и в профсоюзе АТП надеются, что после разделения падунская автоколонна выйдет из сложной экономической ситуации. Кроме того, реорганизация поможет прекратить конфликты профсоюзов и руководства предприятия, которые длятся в трудовом коллективе последние два года. Вмешательство в ситуацию губернатора Сергея Левченко помогло найти компромисс, который долго искали работники, руководство АТП и местные власти.

В разбросанной на десятки километров северной столице Иркутской области значение общественного транспорта трудно переоценить. Маршруты, связывающие все округи города, обслуживает муниципальное aвтотранспортное предприятие, но уже два года, как профсоюзы АТП вступают в конфликты с руководством предприятия. Смена директоров весной прошлого года не смогла вытащить АТП из сложной экономической ситуации. Неоднократно в его деятельность вмешивались действующие на тот момент местные власти, сначала в лице сити-менеджера, а затем мэра Сергея Серебренникова, а также депутатов городской думы. Предлагались различные решения, вплоть до объединения с более успешным МП «Братское троллейбусное управление», которое было негативно встречено коллективом БТУ. Однако этого не произошло, а АТП продолжало тонуть в болоте экономических неурядиц. Не раз трудовой коллектив угрожал забастовками и даже голодовками, рассчитывая на то, чтобы привлечь к конфликтной ситуации внимание в области.

– Мы обратились к губернатору Ерощенко, к руководителям города с просьбой, чтобы нам назначили нормального директора, у которого есть опыт работы на таком предприятии. Но нам везде отказывали, – говорит и.о. председателя профсоюза МП «АТП» Наталья Ермилова.

С руководителями, назначенными «со стороны», профсоюзы АТП не уживались. Например, по словам Натальи Ермиловой, последний директор АТП Виктор Соломатин сумел сократить кредиторскую задолженность и поднял зарплаты сотрудникам, но поддержки у трудового коллектива не нашел. Некоторые работники коллектива считают – это связано с тем, что Соломатин не только искал пути по сокращению «кредиторки», но и занимался организацией дисциплины на АТП – не раз инициировал проверки работы кондукторов на автобусных маршрутах, при которых обнаруживались финансовые нарушения. Кроме того, за последний год на предприятии ужесточился контроль за расходованием ГСМ, более жесткими стали требования к ремонту и содержанию автотранспорта.

По словам Натальи Ермиловой, работники всегда хотели возвращения на пост руководителя предприятия Николая Костоглодова, отдавшего этому предприятию 45 лет своей жизни, а ныне находящегося на заслуженном отдыхе и проживающего в Иркутске. Между тем, как пояснил в конце прошлого года сам Николай Костоглодов сотрудникам пресс-службы администрации Братска, директором предприятия он согласен быть только при определенных условиях. В первую очередь речь идет о необходимости финансирования предприятия за счет средств городского бюджета для вывода его из кризиса. Николай Костоглодов также сослался на опыт своей работы в конце 90-х годов, когда он активно практиковал соблюдение договоренностей с различными пассажирскими перевозчиками.

– У Костоглодова есть опыт, профильное образование, – отмечает Наталья Ермилова. – Не все его предшественники могли этим похвастаться. Если говорить о повышении зарплат, да, на бумаге оно было, прибавили на 6,7%, зато уменьшили по премиям, и мы в итоге стали получать на две тысячи меньше.

В администрации города комментарий лидера профсоюзов АТП уточнили: изменения в положение о премировании персонала не вносились. А неначисление премий отдельным сотрудникам вызвано снижением качества их работы.

В итоге в конфликт вмешался губернатор Иркутской области Сергей Левченко. К нему дважды на прием ездили представители местного профсоюза и вносили свои предложения.

– Я показывала ему документы, обращения, подписанные трудовым коллективом. Сообщила главе региона, что с тремя директорами мы не нашли общий язык – ни профсоюз, ни коллектив. Насколько я знаю, губернатор после наших просьб обратился к действующему мэру и попросил назначить, как мы и хотим, руководителем Костоглодова, – утверждает и.о. председателя профсоюза МП «АТП».

В начале февраля на предприятии прошло собрание коллектива, на котором также присутствовали представители профсоюзов АТП. Работникам сообщили о принятом решении: на автотранспортном предприятии будет проведена реорганизация, автоколонны получат самостоятельность.

– Исторически сложилось так, что обе части территориально разбросанного предприятия имеют хорошую производственную базу – мойки, ремонтные службы и т.д. И это положительный фактор для реорганизации АТП и разделения его на два предприятия, – говорит мэр Братска Сергей Серебренников. – Еще один плюс реорганизации – повышение управленческой эффективности. Ранее руководство АТП находилось в Падуне, теперь управленческий персонал будет работать в обоих предприятиях. Это позволит принимать своевременные и эффективные решения. При этом штатная численность существенно не изменится.

Оба предприятия не меняют организационно-правовой формы и остаются муниципальными. Сегодня в МП АТП работают более 500 человек, и две единицы с новым функционалом в целом практически не повлияют на параметры финансирования, появятся только директор и главный бухгалтер на втором предприятии. Перераспределение средств произойдет пропорционально численности населения, которое обслуживается транспортом в Падунской части города и в Центральной. Реорганизация МП АТП проводится в рамках тех изменений в законодательстве, которые касаются организации транспортных перевозок пассажиров и окончательно вступят в силу в июле 2016 года.