24.02.2016 10:35
Теги
#кино
24.02.2016 10:35

Роман по-румынски

«Безымянная звезда»

СССР, 1978

Режиссер Михаил Козаков

В ролях: Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский, Михаил Козаков, Григорий Лямпе, Светлана Крючкова, Ирина Савина, Михаил Светин, Алла Будницкая, Илья Рутберг

«Безымянная звезда» – один из самых любимых в нашей стране двухсерийных семидесятнических фильмов о сложной зарубежной жизни. Страсти, разгоревшиеся в довоенном румынском городке, были выписаны в знаменитой одноименной пьесе, а тонкая интерпретация режиссера Козакова и прекрасных актеров только добавила им жару и жалости.

1930-е, провинциальный румынский городок. Немногочисленные жители крохотного населенного пункта знают друг про друга всё, а с остальным миром практически и не пересекаются, отчего большинству из них живется очень скучно. Неудивительно, что даже такое событие, как регулярной молнией проносящийся мимо городишка экспресс «Синая – Бухарест», вызывает чрезвычайное оживление и любопытство туземцев (среди которых преобладают зеваки, сплетники и даже откровенные вуайеристы).

Каково же было всеобщее изумление, когда одним прекрасным вечером экспресс таки остановился на здешней станции. Честный кондуктор просто не мог поступить иначе, ибо он поймал «зайчиху» в виде прекрасной дамы Моны (Анастасия Вертинская) и принужден был ее высадить. Эта капризная и мимозная Мона выглядела манерной фифой, но все равно с первого взгляда покорила сердце случайно оказавшегося здесь учителя гимназии Марина Мирою (Игорь Костолевский).

Учитель тут же предложит прелестной незнакомке свое скромное жилище в качестве ночлега, клятвенно обещая при этом, что сам переночует у приятеля. Оснований не верить ему нет никаких – на лице Марина так и видны интеллигентность, честность и человеколюбие самой высокой пробы. Однако Моне вскоре уж и самой не захочется расставаться с умным и трогательным Марином, который покажет заезжей красавице Большую Медведицу, расскажет про свое открытие новой звезды и в итоге проведет-таки с Моной ночь.

А утром в дом Марина явится корректный и невозмутимый, но в то же время расчетливый и самоуверенный господин Григ (Михаил Козаков), который лишь с удивлением приподнимет бровь, когда узнает, что его любовница Мона, негаданно от него сбежавшая, намерена выйти замуж за провинциального чудака-астронома и навсегда остаться в его лачуге. Но Григ слишком хорошо знает Мону, чтобы отчаиваться по этому поводу. Этот «хозяин жизни» убежден, что у романтической истории любви начинающего ученого и бывшей содержанки нет и не может быть продолжения. Остается только втолковать эту очевидную истину заартачившейся Моне.

***

«Безымянная звезда» – первая кинорежиссерская работа Михаила Козакова. До этого он успел поставить для экрана лишь телеспектакль по стародавней английской комедии «Ночь ошибок», в котором сыграли Александр Калягин, Леонид Каневский, Олег Даль и Марина Нееелова. Последних двух актеров Козаков намеревался снять и в «Безымянной звезде», мечту о постановке которой лелеял чуть ли не десятилетие напролет.

Но зеленый свет для экранизации этой пьесы современного румынского автора Михаила Себастьяна начинающему режиссеру никак не хотели давать. Как это часто бывало в советской культуре, «полуподозрительное» произведение с успехом шло на сценах сразу нескольких театров страны, но с перенесением его на кинопленку до поры до времени осторожничали.

В итоге фильм получилось снять лишь в конце 70-х, когда художественная цензура заметно ослабила свои вожжи. Но на Даля и Неелову Козаков в то время уж не рассчитывал. Неелова и сама не хотела сниматься, а Даль уже тогда жил и работал, постоянно балансируя на грани гибели. Это подтверждают все люди, близко знавшие великого артиста, в том числе и сам Козаков. Ясно, что на роль робкого и поэтически настроенного мечтателя Марина Олег Даль образца 78-го уже не годился.

В итоге Козаков пригласил фаворита публики Игоря Костолевского (незадолго до того снявшегося в еще одном полюбившемся многим фильме со словом «звезда» в заголовке), а также свою старую знакомую Анастасию Вертинскую, вместе с которой режиссер когда-то играл в «Человеке-амфибии».

Что сказать, эта парочка безукоризненно справилась со всей надлежащей романтикой и грустью «Безымянной звезды». Такой персонаж, как сдержанно-восторженный романтик-интеллигент с телескопом, превосходно подошел нордическому Костолевскому, а уж вечнозеленая Вертинская была, казалось, рождена для роли нежной попрыгуньи-стрекозы Моны. И сегодня многие назовут своим любимым образом из созданных красавицей Анастасией не Ассоль и не Гуттиэре, которых она изобразила практически в отрочестве, а именно зрелую и бесконечно печальную роль неприкаянной румынки Моны, попытавшейся, но не сумевшей найти себя в слишком жестоком для нее мире.

Конечно, фильм переполнен смехом, теплом, добротой и романтикой, но и пресловутая печаль чувствуется в нем с первых же сцен. Появление самого режиссера в роли этакого «Бога из машины» подвело неутешительный итог мимолетному роману, в который поверили было как сами герои, так и зрители. К счастью, Козаков не мог не быть на экране дьявольски обаятельным, и его Григ оказался не чудовищем, вырывающим прекрасную бабочку из рук мечтателя, но прежде всего умудренным джентльменом, всегда точно знающим, чего он хочет. Такие люди действительно «хозяева жизни», но если б все эти хозяева обладали куртуазностью и здравомыслием блистательного героя Михаила Козакова, то, право же, в нашем мире жилось бы гораздо проще.