01.02.2016 07:15
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
01.02.2016 07:15

Бизнес-леди со шваброй

«Джой» (Joy) (16+), США, 2015 год

Режиссер: Дэвид О. Расселл

В ролях: Дженнифер Лоренс, Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эдгар Рамирес

1989-й, Нью-Йорк. 20-летнюю Джой (Дженнифер Лоренс), служащую авиакомпании и мать двоих детей, озаряет отличная идея – спроектировать самую лучшую на свете швабру. Это не первая придумка Джой, с детства увлекающейся изобретательством, но женщина чувствует, что именно «волшебная швабра» должна изменить ее судьбу.

В этом начинании Джой чуть ли не впервые помог непутевый бывший муж (Эдгар Рамирес), который свел ее с руководителем телеканала «Магазин на диване» (Брэдли Купер). Телевизионщик оказался тем еще прохвостом, но после нескольких попыток Джой удалось снискать сначала его расположение, а потом и благосклонность всех домохозяек Америки. Чудо-швабра идет нарасхват, но, к сожалению, в бизнес Джой влезли ее неуклюжие родственники во главе с папашей Руди (Роберт Де Ниро). Так напористая дама оказывается на грани банкротства, однако ее терпение и труд в итоге стирают и это препятствие на пути к славе, достатку и сбывшейся американской мечте.

Эта картина основана на жизни и судьбе реальной американской бизнесвумен – поныне процветающей Джой Мангано. Однако байопик «Джой» – из тех, что интересны не своей основой на реальных событиях, а прежде всего режиссурой и актерским исполнением. Фильм получил всего одну номинацию на «Оскар», но зато одну из самых важных – «Лучшая актриса». Блистательная Дженнифер Лоренс вновь порадовала мастерством перевоплощения: ее добрая, трудолюбивая, настойчивая Джой – роль из тех, которые запоминаются на десятилетия. Между прочим, в свои 25 Лоренс уже обладает одним «Оскаром», более чем заслуженно выданным ей за роль в безумной комедии «Мой парень – псих», режиссер которой – тот же Дэвид О. Расселл.

Расселл считается сегодня одним из самых «серьезных» режиссеров Голливуда. При этом ставит он не тяжелые драмы, а легкие трагифарсы. Его «Боец» (2010) тоже был снят по реальным событиям и притворялся суровой биографией боксера, а на деле оказался гомерически смешным и точным бытовым ситкомом (односерийным, естественно). В своем лучшем на сегодняшний день фильме «Мой парень – псих» (2012) Расселл крайне удачно препарировал девчачий жанр романтической комедии, насытив его драйвом откровенно «пацанского» толка. Прошлогодняя «Афера по-американски» стала следующим шагом режиссера в насмешливом освоении расхожих жанровых схем – там иронической обработке подверглась традиция авантюрного кино про мошенников.

Три вышеупомянутых фильма еще и складываются в своеобразный триптих, самим Расселлом названный «трилогией перерождения». А картину «Джой» нельзя вклинить в этот ряд, видимо, лишь потому, что ее героиня ни во что не перерождается: какой замечательной она была в начале фильма, когда стоически превозмогала тяготы бедности, такой осталась и в конце, разбогатев и прославившись. Но по форме «Джой» – абсолютно расселловский фильм: здесь режиссер, как вы, возможно, догадались, играет с мелодрамой и с идеалистическими киносказками о воплощении американской мечты.

Излюбленный инструмент Расселла – скальпель: с хирургической точностью он снова сумел вскрыть самую суть расхожего сюжета из кино и жизни. За фасадом всех этих бизнес-планов и деловых отношений скрывается то же, что у всех, везде и всюду, – элементарные человеческие слабости. Именно на этом Расселл и делает здесь акцент, ибо именно в этом он дока.