29.01.2016 07:15

Театральный квест

Иркутский ТЮЗ взял курс на сближение со зрителем

Вторая театральная лаборатория современной драматургии «Актер-Режиссер. Квест» состоялась в Иркутском ТЮЗе им. А.В. Вампилова 22 января. Стартовавший в прошлом году проект оказался настолько ярким и интересным, что некоторые зрители буквально предвкушали предстоящее событие. Тогда эскизы будущих спектаклей создавали пять постановщиков из разных городов России. Нынче в качестве режиссеров выступили артисты ТЮЗа.

Иллюзия выбора

Вторая лаборатория, организованная иркутским театром им. А. Вампилова, получилась захватывающей. Зрителям пришлось изрядно побегать по зданию театра и даже спуститься в темный подвал, где в качестве награды их ждал настоящий катарсис. Идея доверить создание эскизов к спектаклям актерам возникла у главного режиссера иркутского ТЮЗа Андрея Сидельникова.

– В каждом театре есть актеры, которые чувствуют себя немножко режиссерами, – отметил он. – Есть такие ребята и у нас. Когда они совсем замучили меня своими советами, я решил, что раз есть такие амбиции, пусть они их реализуют. Участники попросили разные площадки для постановки, и стало понятно, что зрителям придется перемещаться. Поэтому мы назвали лабораторию квестом.

В качестве зрителей в ТЮЗ пригласили студентов иркутских вузов. По итогам просмотра состоялось голосование. В нем явным фаворитом стал отрывок по пьесе «Человек-подушка» английского драматурга Мартина МакДонаха.

Постановка спектаклей – не главная цель лаборатории. По мнению специального гостя – помощника худрука МХТ имени А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам Павла Руднева, эксперимент полезен еще и для «внутренней кухни» театра.

– Каждый коллектив на этой лаборатории ставит свои задачи. Важнейшая их них – это рекрутинг нового зрителя. Поэтому сама иллюзия принятия решений дает доверие, которого в театре часто не хватает. Считаю, что поставить стоит больше половины показанных здесь историй, – отметил Павел Руднев.

Эмблема современности

Действительно, достойными, с определенными оговорками, можно назвать все эскизы спектаклей. Открыла лабораторию на основной сцене работа Владимира Лопаева «Книга». Задуманный как пластическое размышление о формах современной книги отрывок в стиле модерн показал нежное отношение автора к бумажным носителям информации. Его хореограф как бы противопоставляет «бездушным» гаджетам.

– Этот эскиз – замечательный опыт работы в невербальном театре, – отметил Павел Руднев. – Но пластический эксперимент не сложился в цельную историю, ведь постепенно слово в ней стало доминировать над телесностью. В какой-то момент мы начали следить за ним больше, чем за пластическими образами. Одна из самых сильных сцен в «Книге», когда актриса Наталья Маламуд, читая сложный текст, поднимает лавку и идет с ней как с неким объектом мучительства. Здесь режиссер говорит нам, что чтение в какой-то мере может быть силовой процедурой, а именно – духовным трудом.

Следующим пунктом театрального квеста стала малая сцена. Там артист Вячеслав Степанов представил зрителям отрывок из повести «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова. Речь в нем идет про распоясавшуюся отличницу. На выпускном она обвинила учителей в том, что они сделали из нее посредственность.

С малой сцены зрители вновь отправились на основную, где их встречала дама с собачкой – режиссер третьего эскиза актриса Наталья Маламуд с настоящим йоркширским терьером. Она осовременила известный рассказ Антона Чехова «Дама с собачкой». В итоге у нее получилась волшебная, лиричная и одновременно ироничная история. Однако, по мнению критика, вышло это не из-за искусственной попытки освежить текст. Кстати, подобную тенденцию критик заметил во всех трех первых отрывках лаборатории:

– Мне очень понравилась эта работа, хотя в ней современная тема появляется как некая эмблема, никак не связанная с основным действием. Артисты замечательно сыграли эту историю, но эта надстройка в виде собачки – @, адресной строки, была пуста и по сути.

Чудо театра

В настоящее приключение театральный квест превратился, когда для просмотра эскиза к спектаклю «Человек-подушка» артиста Вадима Карионова зрителям пришлось спуститься в подвал. Пространство театрального подземелья задавало весьма гнетущую атмосферу. Его герои – автор страшных рассказов Катурян (Филипп Черный) и его слабоумный брат Михал (Илья Крикун) оказались в тюрьме, когда кто-то начал воплощать в жизнь рассказы писателя.

– МакДонах требует предельного натурализма актерской игры, и в этом смысле главные герои были очень точны, – считает Павел Руднев. – Однако сами постановочные приемы где-то были избыточны. Но финальная мизансцена, когда вместо взрослых героев возникают маленькие мальчики, запомнится мне надолго. Это чудо, за которым ты и идешь в театр. Казалось бы, аттракцион, но он работал на смысл текста. Ведь, по сути, все пьесы МакДонаха – про утрату детства, как причину всех наших проблем. Никто этот метод до сих пор не использовал, и это – настоящая победа режиссера.

Из подвала ошарашенные зрители попали в буфет, а по совместительству – театральный клуб «Элегия». Здесь молодой артист Артем Яцухно представил зрителям литературную композицию о жизни и творчестве Николая Гумилева. В ее основу легли мемуары Ирины Одоевцевой «На берегах Невы».

– К сожалению, спектакли про поэтов часто превращаются в нудятину, – отметил Павел Руднев. – Радует, что ничего подобного здесь не было. Режиссерские усилия полностью опрокинули стереотипы, а нежная ирония актрисы Эльвиры Рагимовой по поводу своего образа и отношения к Гумилеву выражалась не только в словах, но и обретала телесные проявления.

Эскиз Анжелы Маркеловой «Это все она» по отрывку из одноименной пьесы Андрея Иванова на основной сцене вернул зрителей в XXI век. В основе истории – конфликт сына-подростка (Павел Савин) и матери (Елена Грищенко). Отчаявшись наладить контакт и желая побольше узнать о жизни своего ребенка, женщина придумывает виртуальную личность в социальных сетях.

– Пьеса вызывает неизменный отклик у зрителя, наверное, потому, что она очень важна для сегодняшнего выживания, – считает Павел Руднев. – Это пьеса-диспут, которая заканчивается трагедией. Игра матери с ребенком в социальных сетях оказывается неверным этическим поступком. Но это история не о том, какие ужасные современные дети, она про то – какие ужасные мы все.

Тема отрывка очень взволновала зрителей, и на обсуждении они отмечали, что хотели бы увидеть полную версию этого спектакля. Однако если вдруг это не случится, радует уже сам факт наличия лаборатории в иркутском ТЮЗе, и то, что ее зрителям неожиданно удалось прикоснуться к живому театру. Поэтому будем с нетерпением ждать продолжения.