25.01.2016 12:04
Рубрики
Культура
Теги
#кино
25.01.2016 12:04

Дриада уходит в небо

«Мой ласковый и нежный зверь»

СССР, 1978

Режиссер: Эмиль Лотяну

В ролях: Галина Беляева, Олег Янковский, Леонид Марков, Кирилл Лавров, Светлана Тома, Григоре Григориу

Самая невероятная экранизация Чехова в истории кино обязана своим успехом как минимум четырем людям – прыткому режиссеру Лотяну, умудрившемуся разглядеть в пародийной повести классика материал для душераздирающей кинопоэмы, хваткому актеру Янковскому, прелестной дебютантке Беляевой и, конечно, композитору Доге, сочинившему для данного фильма поэтический вальс, навсегда западающий в душу с первого же прослушивания.

В девятнадцатилетнюю дочь лесничего Оленьку Скворцову (Галина Беляева) влюблены решительно все окрестные мужчины – состоятельные и не очень: индифферентный граф Карнеев (Кирилл Лавров), поэтически настроенный управляющий его имением господин Урбенин (Леонид Марков) и даже внешне хладнокровный судебный следователь Камышев (Олег Янковский). Троица проводит время в продолжительных пьянках, обыкновенно устраиваемых на фоне полудикой природы, окружающей имение, вместе с полудикими цыганами, ангажированными графом для увеселения гостей.

Затянувшемуся бездумному веселью приходит конец, когда Урбенин объявляет, что Оленька согласилась на его предложение. Камышев чувствует необычайную ревность, которая выплескивается аккурат в день свадьбы. Шафер Камышев признается чужой невесте в любви, а та немедленно отвечает ему аналогичным признанием. Увы, сбежать с Камышевым она не в силах – последний не настолько обеспечен, как мечталось ей в девичестве. Но и новоиспеченный муж на поверку оказывается далеко не миллионером. В итоге Оленька переезжает к престарелому графу. В разгар позднеавгустовской охоты неизвестный выстрелит в ветреную барышню из ружья. От тяжелого ранения Оленька умрет, но имя своего убийцы пред смертью так и не вымолвит. Видно, и сугубо корыстные девушки любить умеют.

***

После грандиозного и до сих пор труднопостижимого успеха цыганской мелодрамы молдавского режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» (1976), формально снятой по рассказам Максима Горького, яркий постановщик обратится к прозе самого Антона Павловича Чехова. Впрочем, с повестью, написанной классиком отечественной литературы в 24 года, Лотяну обойдется не менее вольно, чем с романтическими миниатюрами Горького.

Переименовав сдержанный чеховский заголовок «Драма на охоте» в несусветное «Мой ласковый и нежный зверь», Лотяну соответствующим образом «переписал» и саму повесть. Отчетливо ироническое произведение, полностью отвечающее легкомысленному стилю раннего Антоши Чехонте, броский режиссер-мелодрамщик превратил в подлинную драму безо всяких кавычек. «Мой ласковый и нежный зверь» – кричащая, жутчайшая, истеричная история страсти (точнее даже – нескольких страстей и страстишек).

Снятая оператором бондарчуковской эпопеи «Война и мир» Анатолием Петрицким в чрезвычайно живописных чащобах и просеках, поставленная и сыгранная словно бы на грани нервного срыва, исполненная поистине цыганской страсти, эта картина – еще один вариант знойной и жгучей мелодрамы на экзотическом материале. Мало какие еще фильмы советский народ смотрел столь охотно.

В эту обстановку конгениально вписался шедевр постоянного композитора фильмов Лотяну Евгения Доги: знаменитый вальс, под который в исступлении кружится чарующая дриада Оленька, – одно из самых узнаваемых музыкальных сочинений нашего кино. После этого немедленно прославившегося инструментального хита даже свиридовскому вальсу из «Метели» пришлось несколько подвинуться назад в народных любви и памяти.

Дуэт главных актеров тоже весьма глянулся этому самому народу. Пребываюший на пике актерской формы Янковский сыграл здесь одну из самых циничных ролей в своей карьере (интересно, что именно в тот период поздних 70-х он исполнил и самые романтические свои роли – «Того самого Мюнхгаузена» да волшебника из «Обыкновенного чуда»).

В юную же уроженку Иркутска и выпускницу Воронежского хореографического училища Галю Беляеву в одночасье влюбилось все мужское население страны, включая самого режиссера (ну всё – ровно как в фильме). Последнему повезет больше всех – Беляева ненадолго станет Галиной Лотяну. Позже она сыграет у своего мужа заглавную роль в «Анне Павловой» и благополучно с ним разойдется. С карьерой в кино тоже будет более или менее покончено – сердце талантливой красавицы по сей день принадлежит театру.

Других заметных киноработ, кроме «Зверя» и «Анны Павловой», у Беляевой не случилось. Разве что в незатейливой музкомедии 1979 года «Ах, водевиль, водевиль…» она здорово танцевала и веселилась в компании Пуговкина и Табакова. Но мы запомнили ее именно что Оленькой Скворцовой – цинической героиней раннего Чехова, изрядно облагороженной и романтизированной экзальтированным сознанием большого кинохудожника и киновыдумщика Эмиля Лотяну.