29.12.2015 18:04
Рубрики
Культура
Теги
#кино
29.12.2015 18:04

Операция «Облигация»

«Зигзаг удачи»

СССР, 1968

Режиссер: Эльдар Рязанов.

В ролях: Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Валентина Теличкина, Георгий Бурков, Алексей Грибов, Готлиб Ронинсон, Светлана Старикова

Под занавес далекого 1968 года на экраны советских кинотеатров вышла новая комедия уже тогда знаменитого Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Эта картина новогодней тематики не стала такой же культовой, как будущий рязановский хит «Ирония судьбы, или С легким паром!», и сегодня это может послужить в ее пользу. «Иронию судьбы» страна давным-давно выучила наизусть, а во многом не менее удачный «Зигзаг удачи» остается еще не столь усвоенным.

В канун Нового – 1969-го – года сотрудник провинциального фотоателье «Современник» Володя Орешников (Евгений Леонов) выигрывает 10 тысяч рублей по облигации госзайма, сумму для того времени вполне бешеную. Но удача прочертила свой зигзаг с закавыкой – счастливую облигацию Орешников купил не на свои, а на общие деньги, позаимствовав несколько рублей из кассы взаимопомощи.

Так что Володя недолго радовался привалившему счастью – очень скоро коллеги обступили его и потребовали честной дележки. Впрочем, распределение шальных денежных средств моментально перестает быть справедливым и объективным – каждый вознамерится под тем или иным предлогом оторвать себе кусок побольше (или как минимум сократить число пайщиков).

Конечно, в каком-то смысле этих людей можно понять – на носу Новый год, а радости нет совсем. Так, от местной красавицы Лидии Сергеевны (Ирина Скобцева) ежедневно грозится уйти чрезмерно ревнивый муж (Готлиб Ронинсон). Местной же замухрышке Алевтине (Валентина Талызина) родители подыскали такого великовозрастного и бесцеремонного жениха (Евгений Евстигнеев), что она еще сама не разобрала, плакать ей следует или смеяться. А интеллигентному алкоголику Пете (Георкий Бурков) так и не удается, к величайшей его досаде, уговорить сослуживцев потратить выигрыш на грандиозный сабантуй.

Однако горше всех приходится тому же Володе Орешникову. У него не только отобрали облигацию и исключили из числа пайщиков – в первоначальной эйфории по поводу своего везения он еще ухитрился серьезно обидеть свою прелестную невесту Олю (Валентина Теличкина). И выход у Володи есть теперь только один – аккурат в новогоднюю ночь переодеться в Деда Мороза и попытаться восстановить справедливость. Когда же еще надеяться на чудо, если не в праздничную полночь?

***

«Зигзаг удачи» – седьмая комедия Эльдара Рязанова, его третий и последний черно-белый фильм, второй новогодний и второй же, придуманный в соавторстве с Эмилем Брагинским. Это своего рода репетиция «Гаража»; не самая значимая и не самая популярная, но все-таки вполне замечательная, остроумная и жизненная картина. Неповторимый шестидесятнический тон задается уже мультипликационным прологом (прием, позже повторенный в «Иронии судьбы») авторства Федора Хитрука – лучшего на то время анимационного режиссера в стране. Ироническая история фотографии рассказывается идеально подходящим для таких случаев красивым и басовитым голосом Зиновия Гердта.

Гердт продолжит комментировать и события самого фильма – и произнесет немало запомнившихся фраз, даже афоризмов: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше»; «Красивые женщины всегда глупы. Во всяком случае так думают все некрасивые женщины, и это служит им утешением».

Уже по приведенным цитатам видно, что Брагинский с Рязановым на этот раз сочинили даже более язвительную сатиру, чем «Берегись автомобиля». В «Автомобиле» положительных персонажей было все-таки больше, чем отрицательных. Здесь же, в «Зигзаге удачи», к однозначно положительным не причислишь никого, кроме, пожалуй, невесты главного героя Оли, да и это персонаж почти эпизодический.

Неудивительно, что «Зигзаг удачи» отнюдь не стал такой же любимой в народе новогодней комедией, как рязановские же «Карнавальная ночь» и «Ирония судьбы». Однако сколько бы сатирического яда ни сочилось из этой квазисказки, финал ее все же окажется по-настоящему праздничным, оптимистическим. «Может быть, удача снова сделает зигзаг?» – с неповторимым смешком обратится Леонов прямо к зрителям, и последние, безусловно, останутся в хорошем настроении.

Кстати, «Зигзаг удачи» – один из последних фильмов, в котором мы можем видеть Евгения Леонова еще не вполне заматеревшим, изображающим робкого и заурядного человечка: в других ролях советские режиссеры не представляли себе тогда будущего великого артиста. После своей первой главной роли в «Полосатом рейсе» для Леонова, по сути, ничего не менялось на всем протяжении шестидесятых годов – он так и переходил из фильма в фильм в образе принесшего ему популярность лжеукротителя Шулейкина. Фотограф Орешников, увы, не стал исключением в этом несколько однообразном ряду. Вскоре после «Зигзага удачи» Леонов сыграет в «Джентльменах удачи» – еще одной как бы новогодней комедии, но после нее зрители и режиссеры станут воспринимать Евгения Палыча совсем по-другому.

Как это часто бывает, наиболее интересными персонажами в «Зигзаге удачи» получились не главные герои, а побочные, второстепенные. Многих из них сыграли те актеры, с которыми Рязанов будет плотно сотрудничать и в дальнейшем, – Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Валентина Талызина. Пожалуй, наиболее козырная роль в «Зигзаге» выпала Евстигнееву – и сыграл он ее конгениально. Пробивного «мухомора» Калачева фактически можно назвать даже третьестепенным персонажем – настолько мало отношения он имеет к основному сюжету. Тем не менее эту евстигнеевскую работу смело можно ставить в один ряд с его главными ролями в фильмах, снятых примерно в то же время, – начальником пионерлагеря Дыниным в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и подпольным миллионером Корейко в «Золотом теленке».

Будущие рязановские любимцы Бурков и Талызина блистательно воплотились в образы «маленьких советских людей»: одного интересует в жизни только выпивка, другую ежедневно гложет страх остаться в старых девах. Кроме Рязанова, разве что еще Данелия позволял себе снимать советские комедии про людей с такими вот невыдуманными и далеко не шуточными проблемами.

Возможно, когда-то «Зигзаг удачи» и казался «немножко слишком» злым для веселой новогодней комедии. Но сегодня выдвигать подобные обвинения этой ленте уже не приходится. Да, это сатира, но в ней нет ничего циничного, вульгарного или жестокого. В наши дни ничто не мешает воспринимать «Зигзаг удачи» еще одним добрым и жизнерадостным фильмом из чарующих шестидесятых. И новогодний его просмотр может послужить по-настоящему достойной альтернативой все той же «засмотренной до дыр» «Иронии судьбы».