За восемь лет «Ворота Байкала» так и не открылись

Круглый стол с участием активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ), прошедший в Иркутске, проанализировал работу над созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». В нем принял участие руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. Он заверил, что донесет до руководства страны предложения бизнеса и региональных властей по развитию турзоны.

В преддверии приезда представителей Народного фронта в Иркутск активисты и эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» провели свое расследование реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». На федеральном новостном канале даже вышел 10-минутный сюжет об этом. Негатива было достаточно. Главным образом, «фронтовиков» возмутило то, что ничего не сделано до сих пор, хотя и филиал ОАО «ОЭЗ» был создан, и деньги, вроде, выделялись. Чтобы разобраться в ситуации, в Иркутск приехал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. За круглым столом «Развитие и эффективность особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» собрались люди, способные пролить хоть какой-то свет на ситуацию.

– ОЭЗ «Ворота Байкала» была создана в 2007 году, – напомнил Антон Гетта. – Планировалось построить объекты инфраструктуры на сумму 11,8 млрд рублей, создать более 3 тыс. рабочих мест, объем инвестиций оценивался в 11,3 млрд рублей. Что мы имеем по факту? За восемь лет резидентами вложено 173 млн рублей, построены объекты инфраструктуры на 108 млн рублей, создано 30 рабочих мест. Вывод – проект «Ворота Байкала» реализуется крайне неэффективно.

Руководитель иркутского филиала ОАО «Особые экономические зоны» Сергей Иванов заметил, что назначен на эту должность недавно – в августе 2015 года, поэтому на многие вопросы не сможет ответить. Тем не менее пояснил, что много времени было потрачено на выбор и согласование участков особой экономической зоны. Сначала это была Крестовая Падь в поселке Листвянка, потом Большое Голоустное. Последнее решение федерального центра – расширение турзоны за счет включения в нее территории Слюдянского района, в частности Горы Соболиной.

По словам Сергея Иванова, развитию ОЭЗ препятствует, прежде всего, федеральное законодательство, согласно которому в центральной экологической зоне ограничена хозяйственная деятельность, запрещено строительство капитальных сооружений, в том числе канализационных очистных сооружений, полигонов ТБО и т.д.

– Территорию ОЭЗ со всех сторон окружает лес, необходимо разрешение на его вырубку, которого мы не можем получить, – добавил Сергей Иванов. – Я могу хоть завтра там топором начать махать, а послезавтра ко мне придет прокуратура. Кроме того, затянул работы недобросовестный подрядчик, который начал разрабатывать проект ОЭЗ, но так и не закончил. Был найден новый подрядчик, который завершил проект. Документ сейчас проходит этап согласования.

Сергей Иванов также заявил, что, несмотря на все сложности, у турзоны есть пять резидентов. Готовятся зайти еще шесть компаний, среди которых китайский инвестор.

– Они хотят здесь построить отели и парки развлечений для своих же туристов, – поделился руководитель филиала ОЭЗ.

Однако участники круглого стола (в основном представители местного турбизнеса) обратили внимание, что из всех резидентов в развитие турзоны вкладывается только «Гора Соболиная» (горнолыжный курорт). Остальные инвесторы, строящие планы на других площадках ОЭЗ, видимо, ждут, когда государство выполнит взятые на себя обязательства и построит необходимую инфраструктуру.

Что касается Большого Голоустного, строительство турзоны там пока заморожено, но не скинуто со счетов. К нему планируется вернуться в 2017 году. По мнению турсообщества, об этой территории в принципе нужно забыть – бесперспективное место для массового туризма из-за сильных ветров и болотистой местности.

– Нужно не менее семи «опорных точек» для реализации проекта ОЭЗ, – предложил Виктор Григоров, который принимал непосредственное участие в создании турзоны, занимая тогда посты председателя областного комитета по спорту, а затем гендиректора туркомпании «Гранд Байкал». – И эти точки нужно делать там, где уже развит туризм. Это Байкальск, Листвянка, Малое Море, Ольхон и несколько точек со стороны Республики Бурятия. Проект должен консолидировать, а не разъединять два региона. В опорных точках необходимо создавать качественную инфраструктуру – очистные сооружения, энергоснабжение, дороги, причалы и так далее. Все остальные места туристы будут посещать в экскурсионном режиме, не загаживая берега Байкала.

Начальник управления стратегического развития министерства экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина заявила, что в настоящее время ведомство анализирует ситуацию с турзоной и в ноябре должно принять решение о дальнейших действиях.

– Наша главная задача не критиковать, а наметить план выхода из сложившейся ситуации, – подчеркнул Антон Гетта. – Но мы будем инициировать проверки и расследования по растратам бюджетных средств, неэффективным вложениям и банальному воровству в ОЭЗ. Те же 100 млн рублей, потраченных на реализацию проекта в Большом Голоустном, говорят о том, что эти деньги как минимум выкинуты на ветер. Скорее всего, эксперты примут решение отказаться от реализации проекта на ветреной и заболоченной территории. Почему сразу нельзя было решить этот вопрос? Кто ответственен за этот просчет?

Активисты ОНФ также заявили, что на реализацию проекта «Ворота Байкала» было выделено около 2 млрд рублей. Эти деньги не потрачены – они зарезервированы на счетах РосОЭЗ. По словам Антона Гетты, «это хуже воровства, потому что средства бездействуют, в то время как рубль обесценивается из-за кризиса».

Теперь судьбу «Ворот Байкала» будут решать в Москве: круглый стол на эту тему пройдет в столице уже в ближайшее время. ОНФ ждет предложения от региональных властей и турсообщества Иркутской области по развитию турзоны на Байкале.