Что будет с коммунальными платежами?

Проблемы заморозки тарифов обсудили в Общественной палате Иркутской области

В начале 2015-го власти Иркутской области объявили о заморозке тарифов на коммунальные услуги на два года. Сегодня стало понятно, что из регионального бюджета компенсировать выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций невозможно. Сложившаяся ситуация может привести к серьезным последствиям, вплоть до срыва отопительного сезона. Проблемный вопрос обсудили в Общественной палате региона с участием членов правительства области и экспертов.

Как отметил исполняющий обязанности министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона Андрей Капитонов, русурсоснабжающие организации уже обращаются в правительство за возмещением выпадающих доходов. По оценкам министерства, до конца года на это потребуется 1,4 млрд рублей, а в 2016-м – 3–4 млрд рублей.

– В сложившейся непростой экономической ситуации найти такие средства нереально. Бюджет предельно дефицитный. Деньги придется изымать из социально значимых статей расходов. Кроме того, искусственное сдерживание тарифов, как правило, приводит к их резкому скачку после разморозки. Поэтому лучше повышать стоимость коммунальных услуг постепенно, а для отдельных категорий граждан предусмотреть дополнительные льготы, – заявил Андрей Капитонов.

Руководитель областной службы по тарифам Александр Халиулин сообщил, что за полтора года заморозка тарифов обойдется бюджету региона почти в 2 млрд рублей. Если бы ее не было, тарифы в среднем выросли бы на 100 рублей для жителей крупных городов, одиноко проживающих в однокомнатных квартирах. Семья из трех человек за свою «трешку» платила бы больше на 200–250 рублей. Следующее повышение, с июля 2016 года, составило бы 3,9%, или плюс 60–150 рублей, в зависимости от площади жилья и количества прописанных.

Александр Халиулин отметил, что в заморозке тарифов есть положительные моменты – это дополнительные льготы населению и отсутствие жалоб потребителей на рост платы за коммунальные услуги. Однако любая заморозка, по его словам, несет в себе дисбаланс, который приведет к резкому скачку цен. Кроме того, деньги на возмещение выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в бюджете не заложены. Как следствие, эти предприятия начнут экономить, и, прежде всего, на ремонте и реконструкции сетей. Результатом может стать срыв отопительного сезона.

Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» Олег Причко заявил, что тариф на тепловую энергию в регионе убыточен всегда, даже без заморозки. Для одной из крупнейших энергетических компаний в стране, это, безусловно, проблематично, но она выживет, чего не скажешь о муниципальных котельных, которым уже приходится нелегко.

Директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин сообщил, в какой ситуации сегодня оказались небольшие частные и муниципальные теплоисточники.

Задолженность муниципальных котельных за электроэнергию составляет порядка 350 млн рублей. Еще 850 млн рублей – это невозвращенные долги обанкротившихся предприятий. Задолженность водоканалов – 80 млн рублей и 136 млн потеряно в результате банкротства этих организаций. Кстати, если в 2011 году банкротами были объявлены четыре коммунальных предприятия, то в 2014 году – 23 и уже 17 – в текущем.

Олег Причко подчеркнул, что резкое повышение тарифов в такой ситуации тоже не выход. Люди могут перестать платить вообще, и выпадающие доходы будут только расти. Поэтому сейчас стоит задача выявлять и оптимизировать необоснованные расходы. В качестве примера генеральный директор «Иркутскэнерго» привел ангарскую ТЭЦ-1, нагрузку с которой планируется перевести на ТЭЦ-9, потому что разница между себестоимостью тепловой энергии, производимой этими двумя станциями, составляет более 40%.

По словам Олега Причко, ТЭЦ-1 была вывезена из Германии после Великой Отечественной войны, ее котлы произведены в 1934–1936 годах. Теплоэлектроцентраль до сих пор прекрасно работает, но есть более современные предприятия и технологии, которые менее затратны и более эффективны.

Владимир Головщиков, член научно-экспертного совета по энергоэффективности при правительстве Иркутской области, подчеркнул, что всякая заморозка тарифов пагубна, и стоимость коммунальных услуг нужно повышать, но в разумных пределах, и, разъясняя людям, зачем и почему.

Виктор Спирин, член Общественной палаты Иркутской области, отметил, что решение о разморозке тарифов будет непопулярным, но нужно объяснить населению, что оно пойдет только на пользу. Также он предложил рекомендовать правительству региона разработать дорожную карту по снижению стоимости коммунальных услуг для жителей Приангарья.

Таким образом, вопрос о тарифах на сегодняшний день становится одним из ключевых, как для руководителей области, так и для населения. Власти надеются, что жители региона отнесутся с пониманием к грядущему изменению цен на энерго-и теплоносители, поскольку это объективно обусловлено экономической ситуацией.

Справка


Максимальный рост тарифов на услуги ЖКХ в случае их разморозки для жилых помещений без индивидуальных приборов учета в Ангарске, Братске, Иркутске, Усолье-Сибирском в текущем году не превысит 8,4%. Для человека, одиноко проживающего в однокомнатной квартире площадью 33 кв. м, увеличение составит максимум 106 рублей. Семья из двух человек в квартире площадью 45 кв. м будет платить на 108 рублей больше, а семья из трех человек в трехкомнатной квартире площадью 65 кв. м – максимум на 254 рубля. Индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный для Иркутской области федеральным центром с 1 июля 2016 года, составляет 3,9%.