09.11.2015 08:15
Рубрики
Культура
Теги
#кино
09.11.2015 08:15

Упырь и ФБР

«Черная месса» (Black Mass) (18+)

США, 2015

Режиссер: Скотт Купер

В ролях: Джонни Депп, Джоэл Эджертон, Бенедикт Камбербатч, Дакота Джонсон

Бостон, столица штата Массачусетс, как мы знаем из осыпанных «Оскарами» «Отступников», – город криминальный, преступный, мафиозный, уголовный и просто беспредельный. Это воплощенный город грехов – вероятно, первый среди равных ему по количеству населения. О чем говорить, если в одном только бостонском рабочем районе Чарльстоне проживает больше грабителей банков, чем в любом другом населенном пункте мира.

Главный же герой новейшей «Черной мессы» – это не грабитель банков. «Это гораздо хуже», как выразился бы Остап Бендер. Главарь банды Уайти Балджер (Джонни Депп) жил в Южном Бостоне и активно подминал его под себя в течение 20 лет – с 1970-х по 1990-е. Торговал наркотиками, занимался рэкетом, убивал направо и налево, но оставался безнаказанным. Почему? Потому что в ФБР нашелся такой уникум, как Джон Коннолли (Джоэл Эджертон). Он заключил с Балджером сделку: мы тебя не сажаем, а ты сдаешь нам за это своих конкурентов. И все 20 лет этот преступный сговор оставался в силе, покуда о таком произволе не прознала общественность. Тут-то и полетели головы виновных, хотя самому Балджеру удалось скрыться еще на полтора десятилетия…

Как вы уже поняли, картина «Черная месса» принадлежит к не самой любимой широким зрителем категории – жанру байопик (то есть фильм-биография, фильм из серии «ЖЗЛ»). Вполне подвижническая продюсерская идея: увлечение Джонни Деппом весьма многих должно заставить причаститься к дотошно воспроизведенным приключениям еще одного замечательного человека. В данном случае, конечно, квазизамечательного.

В том, что знаменитый гангстер Уайти Балджер – человек сугубо омерзительный, режиссер Купер и актер Депп не оставляют у зрителя никаких сомнений. Депп, который, кажется, за всю жизнь не исполнил ни единой отрицательной роли, внезапно повторил подвиг Ди Каприо. Общий любимец Леонардо первого за карьеру злодея сыграл лишь три года назад – в блистательном «Джанго освобожденном». Но то была вымышленная история, а вот Джонни не побоялся вжиться в образ всамделишного монстра, фактически серийного убийцы.

Впрочем, тут нельзя не вспомнить, что в 2009-м Депп уже играл «исторического» бандита, а именно – Джона Диллинджера в фильме «Враги общества» (который у нас перевели как «Джонни Д.»). Но тот грабитель банков был абсолютно положительным героем, причем не только в кино, но и в жизни. Американский народ, задавленный пятой Великой депрессии, действительно почитал амбициозного взломщика Джонни за своего героя, этакого Робин Гуда с «томми-ганом».

«Черная месса», скажем сразу, серьезно уступает фильму «Джонни Д.», но, разумеется, не по той причине, что нынешний герой Деппа отвратителен с головы до пят. Проблема «Мессы» уже хотя бы в том, что волею режиссера Купера глубокоуважаемый Джонни изображает тут не столько натуралистичного отморозка, сколько условного персонажа какого-то неведомого комикса. Да еще и откровенно проходного комикса, в отличие, например, от «Города грехов».

Достаточно взглянуть на то, что гримеры сделали здесь с высокобюджетной физиономией Джонни, как сразу станет понятно: это провал. Как минимум вкусовой. Столь несуразно не выглядели и Аль Пачино с Дастином Хоффманом в гангстерской комедии «Дик Трейси». В плане инфернальной внешности Уайти Балджер в «Черной мессе» немногим уступает вампиру Барнабасу Коллинзу, коего все тот же Депп изображал в мистическом фарсе «Мрачные тени».

При этом во всех остальных отношениях «Черная месса» – картина довольно-таки серая, ординарная. Смотрится не без интереса, но и не без неприязни. И это, конечно, очень контрастирует, скажем, с «уголовными» шедеврами Мартина Скорсезе. Среди героев его «Славных парней», «Казино», «Отступников» попадались нелюди и похлеще Балджера, но все эти фильмы поражали своим совершенством, незаурядностью. Живописание злодеяний, проделанное подлинным художником, неминуемо приводило зрителя к катарсису. О наличии же хоть какого-нибудь катарсиса в «Черной мессе» не приходится и мечтать.

Это, к слову, общая проблема современного гангстерского кино. На тему оргпреступности масштабно высказывались такие режиссеры-титаны как Скорсезе, Коппола, Леоне, братья Коэны, Тарантино, что нынешние постановщики «бандитских саг» обречены казаться на их фоне пигмеями. Да и Джонни Депп, при всем уважении, – далеко не Роберт Де Ниро и не Джек Николсон.

Сказывают, что ролью в «Черной мессе» Депп намеревался вернуть себе реноме крайне актуальной звезды современности. Если такая задача действительно стояла, то артист чертовски просчитался, ибо выбрал самый консервативный, устоявшийся, по сути, «закончившийся» жанр. Ну да, Скорсезе, пожалуй, не пригласил бы Деппа в свой очередной криминальный фильм – у Мартина, слава богу, всегда имеется под рукой Лео Ди Каприо. Но это же не повод бежать сниматься у безвестного Купера да еще позволять ему уродовать тебя вопиюще неуместным макияжем!