26.10.2015 08:15
Рубрики
Культура
Теги
#кино
26.10.2015 08:15

Это стоит увидеть (причем в 3D)

«Прогулка» (The Walk) (12+)

США, 2015 год

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Бен Кингсли, Шарлотта Ле Бон, Джеймс Бэдж Дейл

Французский канатоходец Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) еще подростком загорелся сумасшедшей идеей – пройтись без страховки по тросу, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра, что в городе Нью-Йорке. И 7 августа 1974 года Пети действительно с максимальным блеском осуществил задуманное. Повторить его безумный подвиг не сможет уже никто и никогда, ибо спустя 27 лет башни-близнецы, как известно, были уничтожены.

Все, кто давным-давно знает об этом головокружительном поступке, на протяжении многих лет удивлялись: и о таком парне еще не сделали ни одного фильма?! Но в 2009 году справедливость восторжествовала: британский режиссер Джеймс Марш снял полнометражный документальный фильм «Человек на проволоке», полностью посвященный поныне живому и здравствующему Филиппу Пети. Картина получилась до того занимательной и воодушевляющей, что получила «Оскара» и, казалось, закрыла тему.

Но тут «проснулись» голливудцы, озадаченные тем, что со столь золотоносным сюжетом их опередил какой-то англичанин, да еще и на почве документальности, с которой каши не сваришь (в смысле – миллионов не заработаешь). Так что очень скоро был запущен проект художественной кинобиографии мосье Пети: режиссером был назначен знаменитый Земекис, а на главную роль утвержден восходящий суперстар – Джозеф Гордон-Левитт.

Что ж, насчет уместности кандидатуры последнего заведомых сомнений, должно быть, не возникало даже у самых придирчивых киноманов: Джозеф – общепризнанно талантливый, интересный артист. А вот в Земекисе сомневались многие. Мастер он, бесспорно, заслуженный, да только абсолютно все его главные заслуги остались в прошлом веке. Достаточно сказать, что последний по-настоящему хороший фильм Роберта («Смерть ей к лицу») вышел аж в 1992 году. После этого создатель нетленок «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера» пробавлялся приторными оскароносными драмами (преимущественно с Томом Хэнксом), а в последние годы и вовсе перешел на компьютерные мультфильмы.

Приходилось только дивиться тому, как резко произошла в Земекисе эта перемена – от производителя образцовой развлекухи к морализирующему автору записного занудства. Складывалось впечатление, что именно после «Оскара», полученного в 95-м за «Форреста Гампа», Роберта осенило, какие именно фильмы надлежит снимать правильному американскому режиссеру.

Словом, по всему выходило: никаких лихих сюжетов старику Земекису доверять уже нельзя. Его предпоследняя на сегодня работа «Экипаж» (2012) полностью подтверждала это предположение, поскольку, несмотря на сулящее приключения название, оказалась чуть ли не самым скучным фильмом с героем боевиков Дензелом Вашингтоном.

Однако же все сомнения, опасения, страхи и нехорошие зрительские предчувствия лента «Прогулка» неожиданно разбила в пух и прах! Это столь же потрясающий фильм, как и его герой со своим подвигом.  

Главное преимущество «Прогулки» перед документалкой Джеймса Марша – демонстрирование этой самой прогулки с применением всей технологической мощи современных спецэффектов. В реальности Филипп Пети балансировал на 400-метровой высоте почти час, но, к сожалению, киносъемку столь беспрецедентного удальства никто не осуществлял. Так что все, что осталось от всамделишной Филипповой «прогулки», – это несколько фотографий, которыми и документалист Марш вынужденно заменил кульминацию своего повествования.

В фильме Земекиса главный герой ходит по канату минут двадцать – и это едва ли не самый зрелищный кинематографический отрезок из всего, что можно было увидеть в текущем году. Плюс ко всему «Прогулка» – тот исключительный случай, когда зрителю стоит предпочесть просмотр именно в формате 3D.

Голливуд, понятно, давно дискредитировал этот нелепый аттракцион, который к 999 фильмам из тысячи не прибавляет вообще ничего, а только отравляет восприятие. Что ж, «Прогулка» – как раз тот тысячный фильм с абсолютно «честным» и даже незабываемым трехмерным эффектом присутствия.

Этот эффект столь силен, что кое-кому, наверное, может показаться, что более зрелищного эпизода вообще еще нигде не было. Впрочем, удовольствие от фильма в целом из-за этого не должно пострадать. Ведь и все события, предшествующие грандиозному финалу, преподносятся в «Прогулке» именно так, как надо, – легко, изящно, занимательно. То есть аккурат в традициях раннего Земекиса.